Взгляд юных ученых

Управление образования области провело второй тур областной экологической олимпиады для учащихся 2–11 классов.

На отборочный тур было представлено 26 проектных работ, для участия во втором, очном туре, который прошел на базе Колледжа экологии и лесного хозяйства г. Щучинска, допущено 19 лучших.
Проекты, предложенные школьниками СШ им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай, ШГ № 4 г. Степногорска, находят реальных инвесторов, получают гранты и успешно реализуются в различных отраслях экономики.
Проведение конкурсов можно только приветствовать, и есть надежда, что и работы наших школьников могут быть успешно реализованы на международном уровне. Ребятами представлено много неожиданных и интересных идей. Так, к примеру, проект десятиклассницы профильной школы-гимназии полиязычного обучения № 3 им. М. Габдуллина
г. Кокшетау Акмарал Сайранбековой презентован на трех языках и направлен на решение проблемы детского отдыха. В планах – построить конкурентоспособную детскую оздоровительную базу отдыха, родители вложили деньги на аренду участка, имеется макет, в котором представлены карусели и аттракционы, остается только просчитать экономические затраты и воплотить идею в действие.
Третьеклассницы ШГ
№ 4 г. Степногорска Екатерина Гах и Елизавета Шульга (на снимке) разработали экономичный фильтр очистки использованной меловой воды. Затраты на данный фильтр в среднем составляют 98 тенге.
Школа – это парты, учебные принадлежности, мел, доска… Ежедневно несколько десятков раз в каждом кабинете вытираются доски с помощью тряпки и воды. Каковы же затраты воды в одном кабинете и в школе в целом? Подсчитано, что в среднем в канализацию спускаются деньги за 60 384 литра воды в год, потраченных на мытье школьных досок.
Школьницы продемонстрировали свое очистительное устройство с помощью пластиковой бутылки, марли, активированного угля, ватного диска и поролона. Фильтр прост и в сборке. Конечно, для питья данная вода совершенно не пригодна, но для мытья доски подходит. В замене такой фильтр нуждается раз в неделю. Таким образом, набирать свежую воду нужно тоже только один раз в неделю. С помощью данного фильтра планируется сэкономить 50 320 литров воды за учебный год.
Проблему непроветриваемой театральной студии ШГ № 4 г. Степногорска взялись решить ученики 8 класса Чингиз Абишев и Тамерлан Балтабаев. Ребята считают, что покупные электростанции требуют довольно значительных средств, что не всегда реализуется в школьной жизни. Презентуемая конструкция ветровой мини-электростанции представляет собой сочетание самодельной солнечной батареи и системы накопления и расходования электроэнергии. В проекте ребят – закупить необходимое оборудование и запустить ветровую мини-электростанцию в школе. Реализация данного проекта – гарантированная возможность улучшить качество жизни школьного сообщества: очистка и увлажнение воздуха; значительная экономия электроэнергии в школе; новый опыт применения «зеленых» технологий.
Десятиклассник СШ им. С. Сейфуллина п. Бурабай Берс Евлоев под руководством руководителя проекта Э. Шлейнингер создал механическую систему наведения солнечной панели (панели были созданы выпускниками данной школы в прошлом году). Берс считает, что в некоторых конструкциях солнечных панелей для этого предусматриваются специальные стойки, позволяющие регулировать угол наклона панели и фиксировать азимутальную ее ориентацию. Это позволяет обеспечить максимальное количество получаемой электроэнергии в зависимости от положения солнца.
Установки по использованию дождевой воды, различные очищающие фильтры, солнечные накопители – это не весь перечень макетов, представленных учащимися, а самое главное – обычные школьники решают совсем не детские проблемы. Проведенное мероприятие вселяет веру в то, что в Казахстане растет новое поколение, которое готово серьезно относиться к проблемам экологии и сбережения ресурсов.

 

Жулдыз ИЛЮБАЕВА,
методист областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии при управлении образования Акмолинской области.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий