Вместо проездных – новые автобусы?

С 1 февраля в Кокшетау исчезнут из оборота проездные билеты. Отменой недовольны порядка 3 тыс. горожан, именно столько человек пользовались ими в общественном транспорте.

За комментариями «СМ» обратился в ОЮЛ «Ассоциация пассажирских перевозок», которое до последнего времени занималось реализацией проездных.
«Все перевозки в Кокшетау осуществляются частными компаниями. В связи с введением электронной системы оплаты проезда – транспортных карт – появилась возможность отслеживать пассажиропоток, точно рассчитывать стоимость обслуживания маршрутов. В ходе расчетов выяснилось, что при покупке проездных билетов стоимость проезда пассажира становится ниже установленного тарифа. Что приводит к убыткам занимающихся перевозками компаний.
Когда устанавливалась стоимость проездного билета, предполагалось, что каждый человек, который его приобретает, будет совершать всего 4 поездки. Но фактически пассажиры совершают до 10 поездок в день, из чего складывается, что стоимость проезда по проездному билету для них составляет от 25 до 30 тенге. Например, пассажир покупает проездной билет за 6 тыс. тенге и совершает около 10 поездок в день по тарифу 80 тенге. А теперь умножаем 10 на 80 и на 25 дней, в итоге получается сумма в 20 тыс. тенге», – отметил председатель организации Рустем Калишев.
Такова примерная реальная стоимость проездного на данный момент. То есть человек платит 6 тысяч, а 14 тысяч – это убыток предприятий, считают в ассоциации.
При этом о стандарте в 4 поездки по проездному горожане никогда не слышали и справедливо возмущаются: почему соответствующие расчеты перевозчики обнародовали только сейчас?
«Этот расчет идет еще с советских времен, считалось, что человек ездит 4 раза в день: на работу, на обед, с обеда и домой. Отсюда и рождалась цена проездного. В него всегда закладывалась стоимость определенного количества поездок. Напомню, что когда в Кокшетау тариф повысился до 80 тенге, то цену на проездной никто не поднимал, она осталась прежней – 6 тысяч, а перевозчики так и продолжили работать.
С введением электронного билетирования каждый стал считать свои деньги, предприятия увидели то, что должны были понять давно. Почему у нас состояние подвижного состава в таком плачевном состоянии? Потому что мы работали в убыток. Даже тариф устанавливается местными исполнительными органами, хотя расчетные тарифы, с которыми мы выходим на конкурс, они совсем другие. Считаю, если МИО не могут субсидировать наши затраты, тогда нужно отпускать тариф. Сейчас рыночная экономика. ГСМ и запасные части мы покупаем по рыночной цене, но почему тогда должны возить по льготной?
Кстати, мы подали расчеты в акимат, чтобы признать некоторые особо убыточные маршруты социально значимыми. Например, на маршруте № 2 тариф давно должен был быть 120 тенге, в свое время он так и подавался на конкурс, но возить то мы продолжаем по 80. После того как их признают социально значимыми, тогда и встанет вопрос по субсидиям для перевозчиков», – подчеркнул Р. Калишев.
Забота перевозчиков о себе понятна. В первую очередь каждый печется о собственном благополучии. Бизнес есть бизнес. Однако отмена проездных чувствительно скажется на тысячах кокшетауцев. К примеру, на студентах или участковых врачах, которые делают в день несколько пересадок, посещая больных…
«К нам уже приходят торговые представители разных фирм и жалуются, что в день по работе ездят по 10–20 раз, и им невыгодно пользоваться транспортной картой вместо проездного билета. Ответ для них один: у вас есть работодатель, который должен закладывать все расходы, в том числе и на ваш проезд», – подытожил Рустем Серикович.
Идея о расширенном соцпакете для сотрудников, безусловно, хороша. Если все городские предприятия и службы возьмут ее на вооружение и будут доплачивать работникам за пользование общественным транспортом или организуют собственную развозку, это лишь вызовет одобрение. Только вот от компаний-перевозчиков кокшетауцы теперь тоже ждут положительных изменений. Неплохо бы, чтобы, кроме ТОО «Кокшетауский автобусный парк», подвижной состав в ближайшее время обновили и другие фирмы.
Евгений КИМОВ.
P.S. Пока верстался номер, аким области Ермек Маржикпаев поручил отсрочить отмену проездных на два месяца, чтобы разработать новый электронный билет. Подробности в материале на первой полосе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий