Волшебный мир искусства

НАВЕРНОЕ, многие сталкивались с таким явлением: ребенок за пять минут нарисовал что-то и заявляет, что уже все готово. Он доволен своим рисунком, и никакие уговоры, объяснения, примеры на него не действуют. Маленький художник убежден, что в работу, схематично заполненную знаками, больше ничего внести нельзя. Все и так хорошо, знаками показан и дом, и дерево, и даже птичка.
Убежденность начинающих творцов понятна. Они не владеют другими изобразительными средствами. Их багаж невелик. Многие дети младшего возраста пользуются такими краткими знаками. Это детское изобретение, закономерность возрастного развития. Их память еще не может вместить в себя все тонкости, глаз не научился различать детали, сопоставлять, а рука воплощать замысел. Вот они и выбирают в предмете самое существенное и доводят его до уровня знака. Но если оставить малыша наедине с его видением, он еще очень долго будет продолжать делать то же самое, и его художественное развитие затормозится.
Мы же, педагоги, взялись обучать детей. И делать это надо незаметно, не упрекая его: «Так неправильно, какой ты невнимательный…». Решать проблему преодоления знаковости детского рисунка можно и с помощью игр. Играя, дети учатся серьезнее работать над своим рисунком, тщательнее его прорабатывать. Педагог должен снабдить своих подопечных как можно большим количеством изобразительных средств, чтобы в дальнейшем он мог сам выбрать из них лучшее.
РИСОВАНИЕ – большая и серьезная работа для ребенка, которая требует усидчивости, помогает координировать зрение и движение, овладевать формами, развивать чувственно-двигательную координацию. И учиться этому надо постепенно. Можно сказать детям: «Вот вам задание – нарисуйте сказочную рыбку». И нарисовать для них декоративные элементы, которыми они будут украшать свою рыбку. Но гораздо больший результат будет достигнут тогда, когда вы превратите урок в увлекательную игру, предложив детям поиграть в волшебников и все обыкновенное превратить в непривычное. Рыбку они своими стараниями должны превратить в чудо-рыбу, показав им, что у каждого есть своя копилка чудес, из которой можно достать украшения: кружочки, овалы, треугольники, ромбики и другие декоративные элементы. И пользоваться они должны своими волшебными палочками (карандаши, фломастеры, мелки, пастель). Поначалу, как правило, работа идет внутри туловища рыбы, но потом надо обратить внимание детей на плавники и хвост рыбы, заметив, что следует поработать и над ними. И постепенно рыбка, деталь за деталью, из обыкновенной обязательно превратится в необыкновенную. Наконец работа завершена, дети смотрят на свои произведения, и они им нравятся. Они чувствуют себя великими волшебниками.
Морская тема бесконечна. Можно рисовать медуз, морских звезд, коньков, русалок, причудливые водоросли, кораллы. Во многом успех работы предопределен ранее проведенными занятиями про декорирование. Я привела лишь один пример, который наглядно демонстрирует, как происходит обучение ребенка не только рисунку, но и восприятию жизни. У педагогов-внешкольников большой выбор нестандартных и действенных приемов. Убеждена: даже если дети и не станут художниками, но лучше и ярче научатся чувствовать и понимать жизнь!

Наталья АНУФРИЕВА,
руководитель изостудии «Экспрессия» областного учебно-методического центра по работе с одаренными детьми.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий