Воспитание как высший пилотаж

По словам экспертов, сегодня критерии качества обучения требуют доработки, но основным показателем эффективности образовательной системы является функциональная грамотность, умение учащихся и студентов применять на практике свои знания и навыки. Руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Серик Алтаев считает, что параллельно с процессом обучения необходимо продвигать гармоничное воспитание и прививать детям духовно-нравственные ценности. Своим видением перспектив он поделился с «СМ».

Закон будет
эффективным
только тогда, когда
на местах его будут четко исполнять
и соблюдать принцип прозрачности. Главное, чтобы при
колоссальных затратах государства
на сферу образования это эквивалентно
вернулось к нам
качеством
оказываемых услуг.

– Серик Табылдинович, расскажите, что входит в функции вашего ведомства?
– С начала года в департаменте произошли определенные структурные изменения, нам расширили полномочия, изменили название, добавили новое направление – защита прав детей. Раньше у нас были задачи контрольно-надзорные, но сегодня мы уходим от карательных мер и переходим к профилактическим и методическим рекомендациям, чтобы не только выявить проблемы, но и совместно с местными исполнительными органами найти пути их решения. Остались вопросы лицензирования и мониторинга качества обучения, апостилирования документов. Мы наметили большой план работы, но в связи с распространением коронавирусной инфекции, из-за карантинных мер, работа немного приостановилась.
Конечно, есть определенные трудности в дистанционном обучении, мы анализируем этот процесс. В этом году отменили внешнюю оценку учебных достижений. В прошлом году охват учебных заведений составил 10%, проверяли знания учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов. По региону охватили свыше 40 учреждений.
Что касается ЕНТ. Имеется соответствующее положение министерства, при стабильной ситуации тестирование будет проходить в обычном режиме – с конца июня по 5 июля с учетом соблюдения санитарных норм и сохранением определенной дистанции между участниками. 10 мая завершился сбор данных базы ЕНТ. Количество поданных заявок рекордное. К слову, чтобы не было негативной реакции со стороны родительской общественности и выпускников с учетом последних месяцев обучения в новом формате, задания за четвертую четверть из тестирования будут исключены. Подготовлено 70 вариантов тестов. Школьники по ним уже работают, они бесплатны и доступны в интернете. Это позволит хорошо подготовиться к экзаменам и набрать необходимое количество баллов, чтобы обучаться впоследствии на гранте за счет государственных средств и бюджета.
Вторая особенность – завершение учебного года. В связи с пандемией не будут проводиться итоговые государственные и переводные экзамены, оценки учителя выставят по итогам предыдущих четвертей, решением педагогических советов дети получат допуск в следующий класс. В этом году также не будет традиционных последних звонков.
3-4 июня пройдут выпускные мероприятия для 11-х классов с ограниченным количеством приглашенных. На последнем совещании министр внес предложение разрешить близким родственникам присутствовать на мероприятии, поскольку это большой праздник, своеобразный итог 11-летнего обучения.
Мы поднимаем не только вопросы качества, но и подготовки к новому учебному году. Это капитальный и текущий ремонты, чтобы объекты образования сдавались и были готовы к приему детей своевременно. 29 учреждений (25 школ и 4 колледжа) получили хорошие средства из областного и республиканского бюджетов. Данное направление мы тоже держим на контроле. Как видите, работы у нас много, несмотря на то что коллектив небольшой, два отдела, всего 10 специалистов.
С 17 августа все школы должны быть готовы. У детей будет возможность по желанию подтянуть знания, получить консультацию педагогов, индивидуальные задания, поэтому мы и торопим с ремонтом.
– Какие проблемы имеются в учебных заведениях региона?
– К 1 сентября необходимо привести в соответствие условия для нормального обучения детей. Речь идет об установке видеонаблюдения, которого не хватает в дошкольных учреждениях. В некоторых школах после трагедии с учащейся в Таразе остро стоит вопрос теплых туалетов. На трех объектах в области эту работу нужно довести до конца. На местах отделы образования заверили нас, что завершат все к началу учебного года. Будем выезжать и мониторить.
Имеется еще одна проблема – доставка учебников в школы к 1 августа, таковы требования. В прошлом году мы столкнулись с тем, что сроки не были соблюдены. Этот вопрос держим на контроле совместно с управлением образования, районными и городскими отделами. Есть определенная очередность при получении книг регионами, трудность еще в том, что издательства в основном находятся в Алматы. Также возникают сложности с госзакупками. Качество учебников мы не контролируем, это не входит в нашу компетенцию. Но если поступают обращения, то реагируем либо сообщаем в профильные ведомства.
Есть вопросы и по дошкольным учреждениям. В принципе, работа по ним планомерно ведется, уже не ощущаются нехватка и большая очередность. Функционирует сеть частных детских садиков, государственных учреждений, мини-центров, строящихся в рамках ГЧП. В количественном плане вопрос отработан, нас больше волнует качество предоставляемых образовательных услуг, уровень знаний и умений детей дошкольного возраста. Должна быть объективная оценка и анализ.
Открыт вопрос с организацией летнего отдыха детей. Это пришкольные участки, детские оздоровительные лагеря. На местах исполнительные органы и отделы образования, санитарные службы этот аспект уже отрабатывают.
Большого внимания требуют защита прав детей, вопросы всеобуча. Наши специалисты выезжают и проверяют условия проживания, питания, обучения в детских домах, центрах адаптации для несовершеннолетних, интернаты при школах. К примеру, отработали Целиноградский район. Дети живут в районе, но обучаются в столице. У них не было подвоза, и мы помогли решить вопрос с автобусом и доставкой учащихся.
Работаем с уполномоченным по правам ребенка Аружан Саин. Проводили видеосовещания по вопросам насилия над детьми, суицида, детской безнадзорности, правонарушений. Статистика за первый квартал этого года показывает неудовлетворительную картину, по области идет рост правонарушений, попыток суицида, несоблюдения половой неприкосновенности в отношении детей и самими подростками.
– Курируете ли вы деятельность попечительских советов?
– Мы входим в них как наблюдатели, реагируем, если поступают обращения. Сама структура считается независимой, у них большие полномочия. К примеру, в выборе и утверждении кандидатур на должности директоров школ и руководителей колледжей. Без решения и согласования с попечительским советом первый руководитель не назначается. Также администрация должна ежегодно отчитываться перед советом. Наш департамент провел областной семинар-совещание с попечительскими советами.
– Вернемся к критериям качества знаний. По каким параметрам оценивается успешность и эффективность учебных заведений?
– Четких критериев оценки на сегодняшний день нет. Одним из показателей является ВОУД. Мы выходили с предложением расширить этот вопрос, увеличить охват учреждений образования, изменить формат. В министерстве данный вопрос обсуждается. Если раньше одним из критериев считалось единое национальное тестирование, то сегодня его можно исключить. ЕНТ отделено от школьного процесса. Мы возвращаемся к прежней системе, когда школьник, закончив школу, является выпускником. При поступлении в вуз становится абитуриентом. Юридически администрация школы, педколлектив, классный руководитель, предметник не несут за него ответственности. Как раньше, жесткого рейтинга по результатам ЕНТ по школам нет, потому что это превратили в своеобразный «подгон» показателей всеми правдами и неправдами, излишние соревнования между учебными заведениями. А за этими цифрами – судьбы детей, скомканная трудовая биография учителей, увольнения директоров школ из-за давления. Кому нужны дутые цифры, списывание ответов? Не скажу, что этих фактов сейчас нет, но мы боремся совместно с антикоррупционной службой. Из года в год ситуация улучшается, требования проведения экзаменов стали строже.
Если говорить о других измерениях, то остается международный формат проведения сбора анализа через системы PISSA, TIMSS. Проводится определенный срез знаний, в котором участвует порядка 60 стран. Последний мониторинг в Казахстане проводился в 2018 г. Данные обрабатывались полтора года, но там несколько иные задачи, другой подход. Международное сообщество вопросы качества знаний соотносит с функциональной грамотностью, критическим мышлением, логикой, умением решать аналитические и ситуативные задачи. Результаты показали, к сожалению, что в целом республика и наша область сделали шаг назад, показатели стали хуже. К примеру, мы сдали позиции по математике. Акмолинская область занимает где-то 13-е место по республике. К этому вопросу нужно отнестись самокритично, провести аналитику, решать проблему. Методической службе от отчетов и бумаг перейти к живой работе с учителями и предметниками.
– Ваша точка зрения по поводу Закона «О статусе педагога»? С какими чаще всего вопросами к Вам обращаются?
– Думаю, закон хороший и отражает все аспекты, требующие внимания. Выделены огромные средства для надбавки учителям к заработной плате, за наставничество.
К нам обращаются педагоги, если им неправильно начислили надбавку, нарушили их законные права. Также мы контролируем вопрос привлечения учителей к несвойственным функциям, поскольку задача педагогов – учить.
Закон будет эффективным только тогда, когда на местах его будут четко исполнять и соблюдать принцип прозрачности. Главное, чтобы при колоссальных затратах государства на сферу образования это эквивалентно вернулось к нам качеством оказываемых услуг.
По инициативе министерства создаются чаты и ватсап-группы педагогов региона, куда входят и наши специалисты, чтобы быть в курсе событий. Участники могут рассказать открыто о своих проблемных вопросах и не бояться, что со стороны руководства на них будут гонения и давление. Для этого и созданы группы, чтобы мгновенно реагировать на негативные моменты.
Часто к нам поступают обращения, связанные с нарушением трудового законодательства, в основном с несогласием распределения педагогической нагрузки и часов, неправомерным увольнением. Если вопрос в нашей компетенции, мы фиксируем заявления, выясняем ситуацию с работодателем. Если нет, то адресуем в соответствующие органы. Сотрудничаем с инспекцией труда, прокуратурой, антикоррупционной службой, органами аудита по финансовым вопросам. Выступаем в спорных вопросах как эксперты, если это касается сферы образования.
На данный момент приостановлена аттестация учителей и учебных организаций. Министерство считает, что нужно ее видоизменить, поменять формат. Есть четкие позиции мониторинга учебных заведений, определенные критерии для дошкольных учреждений, школ и колледжей, у высших учебных заведений своя форма аккредитации. Мы внесли соответствующие предложения. Будут утверждены новые требования к квалификации учителей. Есть проблема по обновленному содержанию образования, с которым не все согласны. Возникают вопросы с объективностью выставления оценок.
Работаем с комиссией по делам несовершеннолетних, будем выезжать и изучать жилищные условия тех детей, кто находится под защитой отдела опеки и попечительства.
Сотрудничаем с ветеранскими организациями и профсоюзами работников образования. При департаменте планируем создать совет по педагогической этике.
Если говорить о коррупции в системе образования, мы, как и другие госслужащие, относимся к группе риска. Департаментом разработан план антикоррупционных мероприятий. Во время встреч с трудовыми коллективами разъясняем нормы соблюдения законодательства и поведения.
– На Ваш взгляд, чему нужно учить современных детей?
– Когда говорят об образовании и обучении, нельзя упускать воспитание. Можно научить многим вещам, подготовить выпускника как грамотного специалиста, он может быть ходячей энциклопедией, но не будет иметь человеческих понятий и ценностей. Я знаю примеры из личной жизни, когда люди были профессионалами и фанатами своего дела, имели множество ученых степеней, но в понимании человеческой сущности к ним возникало множество вопросов. Поэтому воспитательный процесс нельзя упускать из виду. Как говорил великий Абай: «Адам бол! Будь человеком!».
Воспитание духовно-нравственной личности – это высший пилотаж системы образования и в этом ее предназначение.

Аруна КАНАТ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий