В музыке – жизнь

                 За особые заслуги Марат Бектасов удостоен звания «Мәдениет қайраткері».

 Если б его спросили, может ли он хотя бы день или час прожить, чтобы не слушать музыку или не играть на любимом инструменте, скорее всего Марата Бисембаевича удивил бы такой вопрос. Ведь музыка наполняет каждый миг его жизни: утихомирит гнев, спасет от боли. А сколько радости и счастья в каждом ее звуке!
Откуда в нем, родившемся и выросшем в небольшом ауле Калмыкколь, что в Жаксынском районе, эта тяга к прекрасному? Вспоминает, что дарование определилось уже с малых лет, когда начал наигрывать на баяне различные понравившиеся напевы. А показал любознательному пацану, которому едва-то исполнилось шесть лет, парочку наигрышей на гармони первоцелинник Анатолий Бедняк. До сих пор вспоминает о нем с благодарностью. Что играл? Да все то, что пели взрослые. Только услышит, как тут же подбирает на слух: «Белым снегом», «Мой костер в тумане светит», казахские мелодии… Конечно, ребенком он не помышлял о том, что именно баян станет его любимым инструментом, профессией однажды и на долгие годы. Родителей не удивляли способности младшего из сыновей, ведь в семье с давних лет многие пели или играли на каком-либо инструменте. Мама Мария Султановна хорошо пела. А отец Марата Бисембай неплохо владел гитарой. Дома часто звучала музыка, песни на казахском и русском языках.
Еще учась в школе, Марат принимал участие в праздничных сельских мероприятиях, а затем и на уровень района вышел. Понятно, что развивать талант надо с малых лет. Осознавая это, отец Марата – фронтовик, участник Сталинградской битвы – отвез тогда еще третьеклассника в Челябинскую специализированную музыкальную школу-интернат для одаренных детей при музыкальном училище им. Чайковского.
Было нелегко оставлять ребенка под попечительство чужих людей. Да и сам он разве мыслил, что будет оторван от родных и близких… Но поддерживала мальчика его тетя, Дина Султановна, жившая в Челябинске. Да и музыка укрепляла дух, она же сушила невольные слезы и заполняла великолепием звучащих красок такое раннее взросление… Для него не стоял вопрос выбора дальнейшего пути после окончания школы в 1972 году. Учеба продолжилась в Целиноградском педагогическом институте им. С. Сейфуллина на музыкальном факультете.
Работа учителем музыки в Арыкбалыке, служба в армии. И облачившись в военную форму, Марат Бектасов оставался музыкантом до кончиков пальцев. Во время службы был командиром музыкально-инструментального ансамбля песни и пляски. А уж отслужив срочную, вернулся в родные края и начал работать в райцентре, с. Жаксы, преподавателем детской музыкальной и общеобразовательной школ. Параллельно был аккомпаниатором и руководителем творческих коллективов районного Дома культуры. Постепенно нарабатывался опыт работы в художественных коллективах, оттачивалось мастерство. Он становится лауреатом районного и областного фестивалей «Тургайские напевы». В летние периоды по линии ЦК ЛКСМ Казахстана работал в составе республиканской агитбригады на теплоходе «Комсомолец Прибалхашья» в г. Балхаше. В 1989-м коллектив участвовал во Всесоюзном смотре-конкурсе народного творчества на ВДНХ в Москве, где стал лауреатом, с вручением медали ансамблю и руководителю коллектива.
С 1997 г. живет в г. Кокшетау. Трудовую деятельность продолжил в областном центре народного творчества и СШ № 8 аккомпаниатором и преподавателем уроков музыки. С 2003 г. Марат Бектасов – преподаватель по классу баяна и концертмейстер народного ансамбля танца «Жаркын» в колледже культуры им. Акана сере и по совместительству много лет работает с вокалистами-народниками в областной филармонии. За особые заслуги удостоен звания «Мәдениет қайраткері».
Несколько лет назад центр татарской культуры занялся поиском профессионального музыканта, чтобы поднять любительский уровень вокалистов на более высокий уровень. Выбор пал на Марата Бисембаевича. Так в 2010 г. в дополнение к и без того немалой нагрузке он стал концертмейстером и художественным руководителем фольклорного татаро-башкирского ансамбля «Галиябану».
– Более 40 лет трудового стажа, большая часть которого – преподавание. На Ваш взгляд, что важнее для педагога: воспитать профессионального музыканта или просто достойного члена общества, для которого музыка или пение – не пустой звук?
– Конечно, иметь прославленное имя среди своих учеников – престижно. Но для меня всегда важнее было уважать выбор молодых людей. Способный к музыке, но стал врачом или летчиком? Его право…А владение инструментом делает богаче душу человека, какую бы профессию он ни выбрал.
– Говорят, любой музыкальный инструмент со временем приобретает черты характера его владельца, как будто это живой организм…
– Это так. Я всегда с ревностью отношусь к тому, чтобы никто не взял в руки мой баян. Я ощущаю инструмент как продолжение меня самого. Вот сегодня только взялся играть, сразу чувствую, что кто-то другой прикасался к нему. Идет фальшь, нечто явно чужое. Люди не понимают, что в инструменте энергетика его хозяина…
– На днях Вам исполнилось 61. Что для Вас нынешний мүшел жас?
– Согласно народной традиции человеческая жизнь мыслится как цепочка 12-летних мүшелей, каждый из которых включает определенную возрастную ступень. К тому же каждый мүшел определяет и возрастной ценностный статус. Оглядываясь назад, хочу сказать: ни о чем не жалею. И если честно, свой «почтенный» возраст совсем не ощущаю. Есть любимая работа. Рядом прекрасные люди, семья, дети. Так что пока имею силы и возможности, буду работать и дарить этот свет любви к музыке…

Лариса АИТОВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий