Главное – любовь и забота

Мама троих детей Светлана Борщенко убеждена, что для гармоничного воспитания важна не только погода в доме, но и качественный уровень взаимодействия взрослых с детьми.
В качестве практикующего психолога Светлана Васильевна поделилась советами, как родителям стать авторитетом для детей, как распознать травлю со стороны сверстников и как подружиться со своим чадом.
– В чем причина снижения родительского авторитета в глазах детей?
– Авторитет родителей – очень важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Это, прежде всего, кропотливый труд взрослых над самосовершенствованием и самообразование. Авторитет там, где ребенок не боится вас, а уважает и хочет подражать, стремится говорить правду, доверяет вам, делится своими переживаниями. Если ребенок ничего вам не рассказывает, то нужно задуматься об этом, понять, что вы делаете не так. Всегда нужно начинать с себя. Необходимо уметь разговаривать со своим ребенком, выслушать его, не критиковать, поддерживать в успехах и провалах. Взрослые требуют от детей не допускать ошибок, хотят, чтобы они были идеальными, соответствовали определенным общепринятым нормам. Но нужно помнить, что идеального в мире ничего нет. Есть личности родителей и ребенка. В моем понимании, в воспитательном процессе нет ошибок, есть только опыт. Если ты что-то делаешь и тебе не нравится результат, значит, нужно поступать по-другому. Цель воспитания и взаимодействия – объяснять ребенку, как принимать решения и помочь ему стать гармоничной личностью и счастливым человеком.
Тревожность и мнительность взрослых передается детям, когда есть разногласия между супругами в вопросах воспитания. Когда у отца одни приоритеты, а у матери другие ценности, у ребенка происходит разрыв шаблонов, ведь для него папа и мама являются самыми главными людьми. На психику влияет отсутствие правил и приоритетов, семейных ценностей, когда у детей нет обязанностей по дому. Часто они видят, что взрослые непоследовательны в своих действиях, говорят одно, а поступают по-другому. К примеру, отец требует вести здоровый образ жизни, говорит о вреде сигарет, а сам курит. Из-за этих моментов подрывается авторитет. Взрослые должны стремиться быть осознанными, гармоничными личностями, психологически устойчивыми, чтобы выстраивать здоровые отношения с детьми, ведь они невольно подражают нашему поведению. Ребенок воспитывается на примере взрослых, на том, что его окружает.
– В последнее время получило распространение такое явление, как буллинг. Как распознать давление и оградить от этого ребенка?
– Буллинг переводится с английского, как запугивание, травля, агрессия одних детей против других, либо давление группы людей против одного. В процессе буллинга можно выделить «треугольник» участников процесса. Агрессоры – те, кто запугивает, сама жертва, а также сторонний наблюдатель. Кроме этого, буллинг не всегда выражается в физическом нападении, чаще это психологическое давление. Насилие может проявляться в словесной травле, когда ребенка оскорбляют, когда над ним непристойно шутят, зло насмехаются, распространяют дезинформацию по отношению к нему.
Из своего детства я помню такую форму буллинга, как бойкот. К одной девочке двор проявлял именно такую реакцию, ее просто игнорировали и никто с ней не общался. Это одна из самых страшных форм буллинга, которая приводит к суициду.
Мне часто анонимно пишут подростки. Они говорят, что родители не знают об их проблемах и общении с психологом. Ко мне обратилась 15-летняя девочка, она написала, что подверглась буллингу. Сверстники стали распускать про нее сплетни, против нее выступил класс, друзья перестали с ней общаться, родители не поддержали. Она очень тяжело это переживала. Мы вытащили ее из этого состояния и долго работали над тем, чтобы укрепить чувство собственного достоинства.
При этом в буллинге всем сторонам приходится нелегко, не только жертве, но и наблюдателям, так как они тоже страдают от того, что не могут помочь пострадавшему и боятся дать отпор тирану, испытывают чувство вины.
Агрессору тоже плохо, потому что у него подавленная внутренняя боль, но он психологически сильнее. Больше всего страдает жертва, так как не может ответить обидчику, не может себя защитить и выставить границы.
Агрессивный ребенок живет с огромной болью и травмой внутри. Через насилие и жестокость он как бы просит о помощи и хочет, чтобы на него обратили внимание.
Считается, что буллинг распространен в старших классах, но сейчас травлю среди детей можно наблюдать и в среднем звене. Жертвой может быть любой ребенок, как из благополучной, так и неблагополучной семьи. То, что с ребенком происходит, не должно оставлять никого равнодушным. Родитель не должен говорить: иди и разбирайся сам. Учитель не может оставить без внимания конфликт и быть нейтральным к происходящему. В моей практике были случаи, когда педагоги сами выступали в роли агрессоров. У самой старший сын подвергался буллингу со стороны сверстников. Мы, родители, конечно, не остались в стороне. Сын у нас дипломат, не любит конфликты и драки. К счастью, благодаря хорошему психологическому самочувствию и здоровой самооценке он смог выстоять и выдержать все нападки со стороны одноклассников. Но мы его перевели в другую школу. На тот момент это было самое правильное решение.
– Есть ли какие-то правила и механизмы как защитить ребенка от буллинга?
– Ему может быть стыдно рассказывать о конфликтах в классе и он скорее всего замкнется в своих проблемах. Но родители могут догадаться по физическим проявлениям или психоэмоциональному состоянию. Могут возникнуть беспричинные боли в животе и груди, ребенок не хочет идти в школу. Может испортиться успеваемость, появиться нервный тик, печальный вид, подавленное состояние, беспокойство, нарушится сон, появится склонность к уединению, пропадет аппетит. Распознав эти признаки, необходимо срочно включаться, обеспечить ребенку защиту от нападок, поговорить с ним и с учителем или воспитателем, выяснить ситуацию у сверстников, не оставлять подростка одного с проблемами. Пообщаться с родителями ребенка-агрессора, чтобы заручиться их поддержкой.
Школьная травля всегда имеет неблагоприятные последствия. Жертва в депрессии, появляются психологические расстройства, дело может дойти до суицида. Или как в случае с парнем-стрелком в Казани, напавшем на детей в школе. Таким образом школьное издевательство подрывает всю систему образования, провоцируя общее напряжение и отчужденность детей, страдающих из-за жестокости и равнодушия.
Буллинг есть и в семьях. Это говорит о низкой осознанности родителей. Ребенок может подвергаться насилию или сам «кошмарит» взрослых. Поэтому важно, чтобы у родителей с детьми были теплые, доверительные отношения.
Есть одно незыблемое правило: если вы неравнодушны, и ребенок чувствует вашу поддержку, любовь и заботу, такое с ним просто не может случиться. Но если он жертва невнимания со стороны родителей, тогда придется пожинать негативные плоды. Я всегда говорю, что с детьми нужно разговаривать обо всем, что происходит в жизни, в школе, в семье, в окружающем мире. Объяснять, как устроена жизнь, приводить реальные примеры, учить, как из жертвы переходить в позицию самодостаточного и уверенного человека.
– Как родителю подружиться с ребенком?
– Раньше я думала, как можно учиться общаться с собственным ребенком. Ты родитель и ты знаешь, как выстроить взаимоотношения. Но как показывает практика, на сегодняшний день эта тема одна из самых актуальных. Истинная дружба между родителями и детьми, разговор по душам между родными людьми – это, к сожалению, редкий факт.
Часто наш фокус внимания повернут на то, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Мы зависим от чужого мнения, обесцениваем своих детей и супругов, обижаем родных.
Как быть другом своему ребенку, оставаясь при этом родителем? Нужно предоставить ему возможность приобретать личный опыт, даже путем ошибок и проб, тогда процесс взросления будет менее сложным и болезненным. Ко мне приходят люди в возрасте 30–40 лет и говорят, что не могут найти себя в жизни. Они делали все, чтобы не расстроить родителей, а, став взрослыми, не могут определиться со своими жизненными целями и предназначением.
На консультациях с проблемными детьми из группы риска всегда спрашиваю у родителей: а что вы сделали, чтобы создать в семье комфортную обстановку для ребенка? Часто взрослые отвечают: я много работаю, чтобы его обеспечить. Но ведь этого недостаточно. Ребенок должен понимать, что он любим и важен. Нужно адекватно любить детей, взращивать личность, слышать потребности ребенка, давать право выбора, учить проявлять ответственность. Не нужно стесняться физического проявления любви – объятий, поцелуев, похлопываний по плечу, в любом возрасте дети остаются детьми.
Фокус внимания при воспитании нужно направлять на положительные качества, акцентировать внимание на удачах ребенка, тем самым формируется уверенность, повышается самооценка. Самое главное в воспитании – это родительская любовь и забота.

Аруна КАНАТ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий