Два языка хорошо, а три – лучше

На базе ШГ № 3 им. М. Габдуллина прошел областной семинар «Полиязычное образование в условиях обновления содержания образования».
Участие в нем приняли около ста учителей из 25 школ региона, которые будут реализовывать новую задачу, поставленную перед обществом согласно госпрограмме развития образования и науки РК на 2016–2019 гг. Напомним: один из ее пунктов гласит, что казахстанские школьники с текущего года переходят на трехъязычное обучение.
Модератором встречи выступила к.п.н., директор учебно-методического кабинета управления образования области Гульнар Кушпаева. Она же познакомила с моделью полиязычной образовательной системы, детально объяснив, из каких элементов будет складываться ее успешность. Так, по словам Гульнар Буркутбаевны, важную роль играет эколого-психологическая составляющая: взаимодействие ребенка и окружающей среды, социальный климат класса, отношение родителей к новой ситуации… Полиязычное обучение предполагает проектную деятельность, совмещение специальных и профильных дисциплин на казахском и русском языках. Весомое значение играет языковая среда. Помощником в ее создании может служить, к примеру, проведение недель английского, казахского или русского языков, когда у ребят будет возможность общаться некоторое время только на одном из них, тем самым обогащая словарный запас, воспринимая новые знания на слух.
Учителям в первую очередь необходимо владеть терминологией предмета. Как отметил заместитель руководителя управления образования области Валерий Гамазов, в 2017–2018 учебном году предполагается введение истории Казахстана на государственном языке и истории мира на русском; с 2019-го на английский переведут информатику, физику, химию и биологию. Ныне акцент делается на школы для одаренных детей, лицеи и гимназии, которым предлагается начать эту работу раньше. К слову, в ряде регионов республики по полиязычным программам уже действуют свыше полусотни школ. Акмолинская область пока отстает. Как указывалось в прошлых номерах «СМ», сегодня подготовкой школьников нового формата занимаются только Казахско-турецкий лицей, ШГ № 3 им. М. Габдуллина и Назарбаев интеллектуальная школа.
Опытом реализации полиязычного образования поделились координатор по трехъязычию НИШ Гульдана Садвокасова и директор КТЛ Багдат Есембеков. Вопросов подготовки педагогических кадров в рамках обновления содержания средней школы коснулась к.э.н., руководитель учебно-методической службы КГУ им. Ш. Уалиханова Сауле Искендирова. Она подчеркнула, что университет готов к сотрудничеству со школами, открыт для проведения тематических семинаров, встреч и круглых столов, предметных курсов на английском языке.
В вузе в рамках бакалавриата и магистратуры полиязычие внедрено по специальностям «химия», «математика», «физика», «экология», «биология», «информатика» и «география». Текущий год ознаменовался первым выпуском, а также набором группы будущих полиязычных учителей для начального звена.
Программа обучения предполагает постепенное внедрение предметов на английском. Пока 50% учебного времени занятия ведутся на основном и по 25% – на казахском/русском и международном. Согласно новым стандартам планируется выделить на обучение иностранному 30%. С. Искендирова отметила, что если ранее студенты с трудом соглашались обучаться на английском, то сегодня они активно стремятся к новым знаниям. Спрос на таких специалистов в условиях динамично развивающегося общества высок. Осознавая перспективность реформы, некоторые ребята даже изъявляют желание перевестись из обычной группы в полиязычную.
Проблемой остаются низкий уровень знания языка абитуриентами и педагогами. Если ранее на дополнительную языковую подготовку финансирование не предусматривалось, то сегодня государство выделяет средства на обучение 16 тыс. учителей и студентов. К слову, постепенно решается и вопрос отдельных образовательных грантов для полиязычных групп посредством года обучения языку перед поступлением. Спикер также сообщила, что для абитуриентов нынешнего года, желающих поступить на педагогическую специальность, введен обязательный экзамен, состоящий из психологического теста и анализа педситуации. В связи с этим документы на поступление необходимо сдать до 4 июля с.г.
Вместе с позитивными моментами имеются и проблемы, которые все еще нуждаются в положительном исходе. Среди них – учет двойной нагрузки преподавателей, работающих в группах нового формата, языковая подготовка учителей истории, узкий круг платформ для производственной и педагогической практики обучающихся…
По данным руководителя отдела карьеры, практики и трудоустройства КГУ Ольги Шорниковой, практические занятия занимают немалую часть учебного времени: от 6 до 20 кредитов. По новым правилам МОН РК начинаться они будут со второго семестра первого курса. Соответственно, студентов, нуждающихся в базе для практики, станет еще больше. Уже сейчас необходимо определять места ее прохождения для будущих первокурсников, но школы региона пока не готовы их принять, так же, как и предоставить места работы. Из 41 выпускника нынешнего года трудоустроены физики и математики, тяжелее дается поиск работы химикам из-за малого количества часов. Как оказалось, часть заявок на полиязычных педагогов поступила из Астаны. Специалисты управления образования без энтузиазма восприняли этот факт. Предпочтительней оставить новое поколение учителей в пределах своего региона, особенно при дефиците кадров и старении коллективов, но пока уровень готовности школ оставляет желать лучшего…

Марина ПУШКАРЕВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий