Друзья познаются в искусстве

На пресс-конференции перед началом I Международного театрального фестиваля «ТеART-Көкше» директор областного русского драмтеатра Бейбит Бахтыгереев рассказал о приглашенных театрах. Но спектакли, представленные в рамках конкурсной программы, поразили не только зрителей, но и подготовленных журналистов.
В рамках фестиваля жители и гости города смогли насладиться игрой 14 театральных коллективов из России, Украины и разных регионов Казахстана. Для гостей это время запомнится новыми встречами на гостеприимной акмолинской земле.
Ты помнишь,
как все
начиналось…
«Когда мы впервые проводили межрегиональный фестиваль, даже не предполагали, что он соберет столько положительных откликов. Логично, что следующим шагом стал выход на уровень международный, при поддержке управления культуры, областного акимата и Россотрудничества», – отметил директор АОРДТ, приветствуя участников и гостей.
На пресс-конференции представители СМИ забросали членов жюри вопросами, от банального «чего вы ждете от фестиваля?» до философских, касающихся роли театра в современном обществе. Гости предположили, что более продуктивной была бы работа фестиваля, если бы участники оставались в Кокшетау все пять конкурсных дней.
«Все зависит от финансового обеспечения и инфраструктуры города. У нас нет возможности разместить все приглашенные театральные коллективы. Но чтобы наши гости смогли поближе познакомиться и обменяться опытом, мы подготовили мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи. Кроме этого, каждый день будет собираться актерский клуб для неформального общения», – прокомментировал Бейбит Салаватович.
А судьи кто?
Уникальной особенность фестиваля стало звездное жюри. В его состав вошли такие известные театральные критики и искусствоведы, как Армине Оганесян и Нияз Игламов (Россия), Лаша Чхартишвили (Грузия), Нина Мазур (Германия), Еркин Жуасбеков (Казахстан). Возглавила жюри руководитель казахстанской секции Международной ассоциации театральных критиков, профессор, заведующая кафедрой истории теории театрального искусства Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Сания Кабдиева. Бейбит Бахтыгереев еще на пресс-конференции подчеркнул, что среди членов жюри нет ни одного актера или режиссера, только профессионалы, чья работа – разбор спектаклей.
«Наша основная задача – вовсе не критика. Мы хотим показать достоинства и недостатки спектаклей нашими глазами. Цель разборов – не обидеть творческих людей, это должен быть импульс к действию.
Для меня это первая встреча с Казахстаном лицом к лицу. До этого я встречалась на фестивалях с труппой АОРДТ и могла судить о культуре и современном театральном искусстве Казахстана только по их работам. Теперь с нетерпением жду спектаклей других казахстанских театров», – поделилась Армине Оганесян.
Лаша Чхартишвили считает, что главный критерий спектаклей – профессиональная работа режиссера и актеров. Примером такой работы для него в рамках фестиваля стала постановка «Чичиков» акмолинского театра:
«Мне все понятно: и цели, которые поставил режиссер, и способы их решения. Понравилась актерская работа, сценография… Да, это отличная фестивальная работа: глубокая, продуманная, ничего, что отвлекало бы зрителя от главной идеи».
После каждого спектакля члены жюри высказывали мнение о постановке, отмечая достоинства и недостатки режиссерской и актерской работы. Для каждого у жюри нашлись теплые слова: «Чувствуется, что эта тема глубоко вас волнует… Уверены, что в вашем городе этот спектакль собирает полные залы… Вы почувствовали глубину пьесы, теперь ее нужно донести до зрителей». В то же время критики указывали недочеты: несоответствие возраста актеров героям пьесы, излишняя драматичность финала, неподходящие костюмы – ничто не укрылось от судей.
Жизнь – маскарад,
а любовь –
карнавал…
В программе фестиваля свои работы представили театры из Вологды, Рязани, Харькова, Сергиев-Посада, Кинешмы, Нур-Султана, Караганды, Актобе, Актау, Жамбыла, Семея, Алматы. В программу вошли как классические постановки, так и интересные режиссерские и актерские эксперименты.
Сразу чувствовались лидеры: по реакции публики, по добрым словам критиков, по тем аплодисментам, которыми зритель не хотел отпускать со сцены труппу, несколько раз выходившую на поклон…
«Яркой творческой удачей» назвали СМИ спектакль «Ревизор» театра им. Ф. Достоевского из г. Семей. Сюжет пьесы знаком каждому со школьной скамьи и актуален по сей день, поэтому комедия Гоголя в постановке выпускника Российского государственного института сценических искусств Рачи Махатаева прошла с успехом в программе нескольких театральных фестивалей.
Одним из ярких моментов стал роман в письмах Кинешемского драмтеатра им. А. Островского «Письма любви». Главные герои пронесли первую детскую любовь через всю жизнь, вспоминая, как все было «в детстве, когда мы еще жили в Изумрудном городе…» Как сохранить чувства, когда вихрь жизни разлучает любящие сердца? Не разрушат ли привязанность горе, карьера, ревность и зависть, а самое главное – время и расстояние?.. Ответ на этот вопрос дал режиссер-постановщик Вячеслав Терещенко.
«Этот спектакль неоднократно становился победителем различных театральных фестивалей. Американская трагедия оказалась общей, незамысловатая история Эндрю и Мелиссы заставляет каждого зрителя вспомнить о своей первой любви, почувствовать глубину строк поэта: «С любимыми не расставайтесь…», – поделилась директор театра Наталья Суркова.
Удивляли жюри и зрителей не только участники, но и коллективы, чьи спектакли прошли вне конкурса. Пронзительным откровением стала драма абсурда «Никто не виноват» Карагандинского каздрамтеатра им. С. Сейфуллина.
Проблема пожилых людей, одиноких даже в окружении самых близких, в наше время становится все актуальней. По словам режиссера Бекмухамеда Киекбаева, это история без начала и конца, кусочек современности, поданный под авангардным соусом, детский сад для стариков. Бабушку, которая старается жить за всех, углубляясь в чужое поведение, сыграла ведущая актриса театра Дина Заитова.
«Великолепная режиссерская работа, так тонко подмечены отношения отцов и детей нашего времени. Обращает на себя внимание профессионализм Дины Заитовой, настоящие слезы в ее глазах не наиграны, она живет в этой роли», – оценил работу коллег актер областного каздрамтеатра Толеубек Конбай.
Миллион алых роз
Торжественное закрытие фестиваля украсил государственный театр танца «Наз», который развернул перед зрителями историю великого завоевателя Чингисхана.
Зрители жалели только о том, что нельзя объять необъятное – посмотреть всю фестивальную программу, собравшую таланты трех стран под крышей гостеприимного русского драмтеатра.
От имени членов жюри за честную профессиональную работу всех участников поблагодарила Сания Кабдиева. Она пожелала интересных актерских и режиссерских работ и новых успехов в искусстве.
Приз за лучшую мужскую роль получил акмолинец Тимур Валиев за роль Плюшкина в «Чичикове». За лучшую женскую роль награду заслужила Элина Манапова. Члены жюри отметили ее роль в спектакле «Письма любви» (г. Кинешма). Приз за лучший актерский ансамбль отправился в Рязань за постановку «Грозы» Н. Островского. Гран-при фестиваля за спектакль «Ревизор» получил Семипалатинский драмтеатр.
«Были небольшие сложности, так как в положении фестиваля оговаривались ограничения по количеству актеров, другая сцена, но здесь наш «Ревизор» не только ничего не потерял, но и заиграл новыми красками. Мы очень рады этой награде. Гран-при – успех всей труппы, признание работы и стимул к новым высотам», – поделился актер драмтеатра г. Семей Артур Кизилов.
«Рад, что мою роль заметили и так высоко оценили. Долго искал образ Плюшкина, в итоге пришел к тому полуразлагающемуся страшному существу, которое зрители видели на сцене нашего театра. Фестиваль дает рост как актерам, так и зрителям, а еще – мощный заряд той энергетики, который можно получить только в стенах театра», – уверен Тимур Валиев.
«Все прошло на высшем уровне, благодарю за это весь коллектив театра. Я в который раз убедился, что наша публика – самая благодарная. Все спектакли шли при переполненных залах, билеты раскупались моментально. Наверное, за фестиваль зрители подарили артистам целый миллион роз.
В следующем году мы планируем провести второй фестиваль. Пусть это станет доброй традицией, а Кокшетау со временем превратится в театральную Мекку нашей страны. Это моя мечта», – резюмировал директор АОРДТ Б. Бахтыгереев.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий