Духовный иммунитет

В учебный процесс общеобразовательных школ с нового года введен факультатив «Светскость и основы религиоведения».

Курс преподается в 9-м классе, на него выделяется один час в неделю, всего 34 в учебном году. Благодаря факультативу школьники больше узнают об истории мировых религий, о деструктивных течениях и запрещенных организациях. В новый курс введены такие актуальные темы, как «Светскость и светское государство», «Мировые религии», «Религии в Казахстане», «Новые религиозные течения», «Казахстан – территория межрелигиозного согласия», а также «Экстремизм и терроризм. Опасность экстремизма и терроризма для национальной безопасности». Как пояснили в отделе образования, учебники прошлого курса «Основы религиоведения» требовали значительных корректировок из-за сложности подачи материала.
«Введение нового курса сегодня является прерогативой не только системы образования, но и социально, политически, исторически необходимым шагом в развитии всего государства, так как предполагает акцент на укрепление принципов светскости и профилактику религиозного экстремизма и терроризма. Введение факультатива считаю актуальным. В старых учебниках мало внимания уделено опасности экстремистских и террористических организаций, негативным последствиям вовлечения молодежи в них. Учебник слишком сложен для понимания. Он больше подходит для студентов вузов. Думаю, новая программа будет более интересной, доступной и понятной», – поясняет Жания Дондагулова, заместитель руководителя отдела образования.
Бесспорно, качественное преподавание факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» способствует укреплению духовного иммунитета молодых людей, противостоянию чуждым идеологиям и течениям псевдорелигиозного характера. На данный момент курс преподают учителя истории, которые прошли специальное обучение. Так, по словам Серика Уалиева, старшего преподавателя кафедры НЦПК «Өрлеу», в 2009–2010 гг. повышение квалификации прошли все учителя области, преподающие курс «Основы религиоведения», с получением сертификатов, это порядка 500 человек. В нынешнем учебном году с внедрением новой программы и учебника, а также с переименованием факультативного курса пока планируется переобучить 60–65 педагогов.
«Для чтения лекций приглашены специалисты управления по делам религии, преподаватели КГУ им. Ш.Уалиханова. Обучение проводится по четырем модулям: нормативно-правовому, психолого-педагогическому, содержательному, технологическому (методика преподавания предмета). По завершении курса педагоги защищают групповые проекты, а также выполняют индивидуально самостоятельные работы. Вначале и в конце проводится анкетирование, с целью отслеживания изменений в уровне профессионального роста», – объясняет
С. Уалиев.
«В этом году я начала вести факультатив «Светскость и основы религиоведения» в 9-х классах, – рассказывает учитель истории СШ № 1 Гульмира Нугуманова (на снимке) – прошла обучение в НЦПК «Өрлеу». Курсы были содержательными и интересными. Лекции нам читала соавтор нового учебника Г. Новикова. Думаю, в духовно-нравственном аспекте воспитания учащихся, расширении их кругозора этот предмет просто необходим».
Пока курс ведут историки, но со временем университетами будут готовиться историки-религиоведы.
Как и все новое, школьный предмет вызвал жаркие споры и дискуссии. Одни выступают как ярые противники и поднимают вопрос о целесообразности данного курса в школьной программе, другие убеждены, что новый предмет – требование времени.
Гульнур Сатыбалдина, и.о. директора центра анализа и развития межконфессиональных отношений:
«С 2009 г. в школах преподавался спецкурс «Основы религиоведения». В этом году данный учебный курс методологически усиливается.
Существование этой дисциплины в системе отечественного образования обосновано современным развитием событий в стране и мире, направлено на формирование у молодежи научных познаний о существующих религиозных верованиях и укрепление принципа светскости государства. Но это ни в коем случае не предполагает пропаганду какой-либо одной религии.
Изучение данного спецкурса позволит молодому казахстанцу понять особенности своей культуры, закрепить духовно-нравственные ценности, чувство толерантности, лучше ориентироваться в поликонфессиональном многообразии своего окружения и выработать иммунитет к деструктивным идеологиям».
Ондарсын Шуртаев, представитель мечети им. Науана Хазрета:
«Считаю необходимым введение такого просветительского курса для подрастающего поколения. Правильно, что именно специалисты объясняют детям такие важные вещи. Этот предмет научит их не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма».
Свою точку зрения высказал и преподаватель кафедры всеобщей истории и философии КГУ им. Ш.Уалиханова Галымтай Тулепбергенов:
«Предмет должен быть в школьной программе, поскольку религия стала неотъемлемой частью жизни нашего общества. Само время требует, чтобы во всех образовательных учреждениях проводилась единая идеологическая работа в духовном плане.
Если ребенок вооружен адекватными знаниями, он сможет разобраться, что правильно, а что нет. Считаю этот предмет важным в идеологическом плане, в становлении гражданственности у молодежи, он преследует прежде всего воспитательную и просветительскую цели. Этот факультатив нужно вести и в колледжах, и университетах».

Аружан КАЖМУРАТОВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий