Жить шаблонами неинтересно

6 марта 1996 года состоялась первая постановка в областном казахском музыкально-драматическом театре им. Ш. Кусаинова. С тех пор 25 лет коллектив театра радует зрителей интересными и оригинальными постановками. В интервью «СМ» основатель и директор театра, Заслуженный деятель РК Муратбек Оспанов рассказал о периоде становления и планах на перспективу.

– Муратбек Укубаевич, как Вы пришли в искусство?
– Родился я в Енбекшильдерском районе в с. Биржан сал. После школы поехал поступать в консерваторию на театральное отделение в Алматы. Его величество случай внес коррективы в мою судьбу. Как выяснилось, я опоздал на прием документов и вступительные экзамены. Собрался уезжать домой, а тут вахтер Валентина Ивановна уговорила меня подняться в деканат и объяснить ситуацию, дескать, терять все равно нечего. И точно, преподаватель и народная артистка Шолпан Джандарбекова закрепила за мной выпускника, он помог подобрать мне стихи и на следующий день я на отлично сдал экзамен.
После института, по направлению Министерства культуры, меня оставили в театре им. М. Ауэзова в Алматы, где я проработал 10 лет. После был диктором в радиотелекомпании, поработал в киностудии директором дубляжа, озвучил много фильмов. 16 декабря 1994 г. по приглашению руководства Акмолинской области приехал в Кокшетау открывать казахский театр. Вначале было неудобно говорить, что я директор несуществующего театра, на тот момент не было ни здания, ни штата, только я один. Пришлось начинать все с нуля. Нам выделили здание ДК «Ақ бидай», оно находилось на балансе элеватора и считалось их ведомственным предприятием. Тогда были сложные времена, но, несмотря на это, было много людей и организаций, кокшетауских бизнесменов, поддержавших театр. Помогали, как могли: финансами, материалами для реквизита. Всем неравнодушным гражданам я искренне благодарен. Можно без пафоса сказать, что театр – мой ребенок, в него было вложено столько сил и труда. Сейчас материально-техническая база значительно улучшилась, хотелось бы, чтобы зарплата актеров повысилась, открытым остается и вопрос с жильем, но, думаю, со временем все решится.
– Именно Вы пригласили молодых выпускников Академии искусств им. Т. Жургенова из Алматы в Кокшетау в качестве первого творческого состава.
– Мы работали в трудные времена, не было электричества в городе, месяцами не выдавали заработную плату, театр располагался в районе элеватора. В нашу сторону не ходил общественный транспорт. Зрители приходили на наши постановки пешком. И всегда зал был заполнен. Слова благодарности хочется сказать в адрес тогдашнего руководителя элеватора Александра Третьякова. Он включил наш коллектив в состав своего предприятия. Сотрудники театра получали продуктовые пайки, муку, крупы, как и его работники. Это было для нас хорошей поддержкой. Такие добрые дела не забываются.
Наш театр был открыт 6 марта 1996 г. спектаклем по пьесе Габита Мусрепова «Ақан сері – Ақтокты». Режиссером-постановщиком выступил Заслуженный деятель Казахстана Жакып Омаров. Я пригласил два курса выпускников Академии искусств им. Т. Жургенова, эти ребята и стали основоположниками кокшетауского театра. Конечно, многие в течение 25 лет пустились в свободное плавание, пробуя себя в разных сферах, в том числе в кино, режиссуре, некоторые занялись бизнесом, это вполне закономерный процесс.
В 2004 г. из областного бюджета были выделены средства на реконструкцию здания, в котором мы сейчас и располагаемся.
– Какими достижениями коллектива Вы гордитесь?
– Основное достижение – что мы существуем и работаем. За 25 лет было много радостных и значимых событий, на суд зрителей представили огромное количество ярких постановок, принимали участие в различных международных и республиканских, региональных фестивалях, занимали призовые места, побывали с гастролями в зарубежных странах. Но для меня главное, что существует здоровый творческий коллектив, работает и воплощает самые смелые и новаторские идеи. Молодые режиссеры театра и актеры из года в год демонстрируют и повышают свое мастерство.
Актеры Жарас Калдаров, Толеубек Конбай, Жанар Кусаинова, Кумарбек Калкатаев, Айна Жунусова, Кайрат Мырзаболатов – это именно те ребята из первого состава, награждены нагрудным знаком «Деятель культуры Республики Казахстан», за весомый вклад в развитие и пропаганду театрального искусства артисту драмы высшей категории Кумарбеку Калкатаеву присвоили почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері». Начинающий драматург, заведующий литературной частью театра Манарбек Хыдырбай на IX республиканском конкурсе «Тәуелсіздік толғауы» был удостоен диплома как автор пьесы «Тұман» в номинации «Лучшая пьеса». Талантливая актриса театра Маржан Букешева отмечена нагрудным знаком «Мәдениет саласының үздігі», а заведующий отделом звукообеспечения Медет Мухамедин – обладатель Почетной грамоты Министерства культуры РК.
– Какие произведения входят в репертуар театра сегодня?
– Репертуар насчитывает свыше 106 спектаклей, среди которых трагедии «Король Лир» У. Шекспира, «И дольше века длится день» Ч. Айтматова, «Абылай» С. Жунусова, «Калигула» А. Камю, драмы «Одинокая яблоня» А. Оразбекова, «Атау кере» О. Бокеева, комедии «Не хочу жениться» О. Бодыкова, «Восстание невест» С. Ахмада, «Кудалык» Б. Алимжанова и другие.
– Каков потенциал молодых актеров?
– В коллективе трудятся 34 творческих работника, это актерский состав и два перспективных режиссера. В театре работал более 10 лет молодой, талантливый режиссер Фархадбек Канафин. Он вернулся в родной Алматы. Другой перспективный режиссер Болат Абдрахманов поступил в российский вуз на очную магистратуру. Учиться там была его мечта, он решил заниматься педагогической деятельностью и готовить молодых актеров. И среди технических работников есть те, кто работает со дня основания.
Сейчас в театре 97% актерского состава – молодежь, и это радует. Пригласили также молодых артистов из Алматы, Тараза и других регионов.
Молодость – это креатив, желание работать, силы, талант и смелость, творческий задор. В этом году пригласили двух начинающих режиссеров, они полны идей и вдохновения, энтузиазма.
Я удивляюсь, когда требуют на работу человека со стажем. А где его взять? Кто-то же должен начать работать с молодежью, поверить в нее. В театральном деле вообще глупо сидеть и ждать опытных мастеров своего дела. Как воспитаешь молодые дарования, такие кадры и получишь. Молодые актеры, словно пластилин, главное – задать правильный вектор. Молодежи нужно дать шанс проявить себя, раскрыться, найти точки соприкосновения с искусством и коллективом, подобрать подходящий образ на сцене. Это основной аспект работы режиссера. С этой целью мы давно и тесно сотрудничаем с колледжем культуры им. Ақана сері. 60–70% наших сотрудников – это выпускники данного учебного заведения, они болеют душой за наш город и театр. При этом выпускники колледжа успешно работают не только в нашем регионе, но и в других театрах страны.
Талантливая и разноплановая актриса Маржан Букешова и другие актеры со стажем преподают актерское мастерство в колледже. Из молодых актрис перспективной является Асем Серикова, которая тоже окончила данное учебное заведение.
Думаю, свежие взгляды молодежи придадут театру новый импульс, уверен, что получится хороший тандем опыта и креатива.
– Что для Вас важно как для режиссера? Какие традиции существуют в коллективе?
– Название театра – областной казахский музыкально-драматический – определяет высокую миссию – повышать эстетическую культуру людей, укреплять статус государственного языка и расширять его сферу применения. Мы нацелены работать на зрителя, для нас эта задача приоритетная. Если наш главный судья и критик – зритель – доволен, приходит на премьеры, интересуется жизнью театра, оставляет хорошие отзывы, значит, коллектив работает не зря. Во главу угла я всегда ставил два этих аспекта. Старались ставить такие спектакли, которые несут позитивный настрой, духовно-нравственный смысл, привносят что-то новое. Задачей было не только поднимать острые социальные проблемы общества, заострять внимание на актуальных вопросах, но и просто рассмешить зрителя, подарить ему положительные эмоции, добраться до самых сокровенных глубин души, разбудить самосознание. Поскольку зритель иногда просто приходит в театр отдохнуть от суеты и серых будней, посмеяться от души, отвлечься от монотонности и однообразных будней, мы ставили программу «Тамаша» и многие комедийные спектакли. Помню, когда только открылись, поставили спектакль «Кудалык» нашего земляка Баянгали Алимжанова. Постановка произвела фурор, больше десяти лет она в нашем репертуаре.
Отдельным жанром идут детские постановки. В целях повышения статуса государственного языка мы выезжаем в детские сады и школы и ставим сказки на казахском языке. Создали мобильную группу из 3-4 актеров. Так растим наших будущих зрителей.
Высмеиваем негативные человеческие качества, такие как жадность и зависть. Злободневной постановкой о коррупции стала пьеса татарского драматурга Зульфата Хакима «Сенсация». Но в политику стараемся не лезть, у нас и так хватает социальных проблем.
Хорошей традицией стало приглашение известных режиссеров со всего Казахстана к нам в Кокшетау. Они ставили спектакли и в то же время проводили мастер-классы с актерами. Ребята видели другой режиссерский почерк и иной подход к раскрытию темы.
Есть у нас еще одна традиция. После премьеры мы по горячим следам собираемся вместе и обсуждаем, анализируем постановку, игру актеров, делимся впечатлениями и наблюдениями, как зрители восприняли пьесу, так как окончательный вердикт выносят они, наши земляки и любители искусства. Они дают оценку успешности театра и работы коллектива. Именно их искренняя обратная связь окрыляет творческий состав. Мы всегда находимся в поиске хорошего произведения, новых идей и оригинальных подходов, не боимся экспериментировать, отходим от традиционных классических канонов.
Жить постоянными шаблонами и готовыми трафаретами скучно, для творчества такой подход губителен, это загоняет людей в рамки, ограничивает их рост и развитие, поэтому мы любим экспериментировать и внедряем новые жанры и методы подачи. Хотя классика, как жанр, всегда остается популярной и интересной.
Считаю, задача режиссера – раскрыть актера. Главное, чтобы образ пьесы подходил под его индивидуальность.
Актер должен быть разноплановым. Обучаясь этому ремеслу, он должен быть готов перевоплотиться в любой образ, независимо от темперамента. К примеру, спокойный по характеру человек может сыграть властную королеву, а в следующий раз – уже веселую Бабу-Ягу. Чем многогранней игра актеров и их подача на сцене, тем они ценнее для режиссера и ему самому интересен творческий процесс. Быть одноплановым скучно и бесперспективно.
– О какой постановке Вы мечтаете? Есть ли роли, которые хотели бы сыграть?
– Я мечтал поставить пьесу Шекспира «Король Лир», несколько лет вынашивал эту идею. В 2000 году мы поставили спектакль и ездили с ним в столицу. Сейчас ставим то или иное произведение, которое нравится коллективу, после обсуждения на художественном совете. Я даю возможность молодежи реализовать их смелые планы.
Конечно, если будет возможность, сыграю с удовольствием любую роль, которая подходит мне в возрастном плане, по моим душевным качествам, по духу и по мировоззрению. После эпической роли Абылай хана я не играл в пьесах, это был сложный и многогранный образ. Спектакль стал визитной карточкой театра.
Зрителям и соотечественникам выражаю благодарность за то, что все эти годы они были рядом с нами, радовались нашим успехам, ценят наш коллективный труд. Надеюсь, что карантин закончится, и мы будем, как и раньше, собирать аншлаги на премьерах и радовать наших земляков своим неиссякаемым творчеством и яркими постановками.

Аруна КАНАТ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий