Искоренить на полпути

Экстремизм в различных формах его проявления представляет реальную угрозу как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан.
Экстремизм характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикальная форма отрицания отдельными лицами или группами существующих общественных норм и правил. События в мире показывают, что именно на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу. Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом и фундаментализмом. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.
Многие страны сталкиваются с действиями экстремистских организаций религиозного толка. Казахстан не является исключением. Распространение религиозного экстремизма на территории республики началось с распадом СССР. В независимом Казахстане было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных объединений от государства, невмешательство государства в дела религиозной общины. В период кризиса к постсоветскому пространству со всего земного шара потянулись различные варианты общественного и государственного устройства. Не остались в стороне и зарубежные религиозные и религиозно-политические группы.
После принятия Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» начался свободный выезд молодых людей для получения духовного образования в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, Саудовскую Аравию… Там им прививались, кроме основных знаний, идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, а также образ жизни, отличный от казахского. В итоге в таких условиях именно молодежь, как поколение на разломе эпох, подверглась идеологическому влиянию со стороны зарубежных экстремистских центров. С этого времени в стране начинает постепенно формироваться новый фактор религиозно-политической ситуации – религиозный экстремизм, который принял форму терроризма.
На фоне возрождения традиционного ислама в Казахстане появилась тенденция, которая дестабилизировала социально-политическую обстановку – распространение радикальных и фундаменталистских течений ислама, принявших форму религиозного экстремизма. Это явление окутало сетью весь Ближний Восток, постепенно перекинулось в Закавказье и активно проникло в страны Центральной Азии. По мере роста числа приверженцев религиозного экстремизма в Казахстане их религиозно-идеологическое противоборство со светским государством перешло в вооруженную борьбу. О возникновении в Казахстане вооруженного террористического подполья и резкой активизации его деятельности свидетельствует серия терактов. Только с мая 2011 г. по осень 2012 г. было совершено 14 терактов, которые повлекли за собой гибель людей. Трагические события в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областях демонстрируют, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и в нашей стране.
Сегодня основным источником распространения религиозного экстремизма на территории Казахстана выступают различные радикальные объединения и экстремистские группы, которые пытаются навязать казахстанскому обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности. К примеру, псевдосалафитское течение, деятельность которого широко распространилась по всему Казахстану. Они предлагают простые и понятные установки социальной справедливости, обещают людям психологически ощутить себя частью целого и получить духовную и материальную поддержку, в результате чего те легко попадают под их влияние. В большинстве случаев причиной вовлечения населения в деструктивные религиозные течения, а затем и нежелания их покидать становится религиозная неграмотность. Также стремительное распространение новых религиозных организаций, нетрадиционных культов усиливает социальную опасность экстремизма со стороны еще не изученных религиозных сообществ.
Профилактика экстремизма и терроризма стала одним из приоритетных направлений нашей государственной политики по обеспечению национальной и духовной безопасности Казахстана. По поручению Первого Президента Нурсултана Назарбаева был разработан и принят важнейший документ – «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018–2022 годы». Она содержит новые формы и методы организации работы госорганов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму, в том числе меры по повышению религиозной грамотности населения.
Сегодня для противодействия религиозному экстремизму и терроризму информационно-разъяснительные группы проводят большую профилактическую работу, доводят до людей истинные гуманистические начала религии, прививают традиционные духовные ценности и сообщают об опасности вовлечения в ряды радикальных религиозных общин.
Дальнейшее взаимодействие государства и общества по противодействию экстремизму остается актуальной задачей. Только совместными усилиями можно найти пути искоренения предпосылок и источников распространения на территории нашего государства экстремистских проявлений.

Индира БЕКИШЕВА,
специалист-религиовед центра анализа и развития межконфессиональных отношений управления по делам религии Акмолинской области.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий