Классик, самородок, бунтарь

В рамках проекта «Тысяча лет степного фольклора и музыки» Станционная модельная библиотека подготовила арт-пространство «Сен мәңгісің – төкпе күйдің тарланы!», посвященное жизни и творчеству великого казахского композитора, кюйши Курмангазы Сагырбайулы. Классик инструментальной музыки оставил наиболее заметное место в народном искусстве ХIХ века.
Курмангазы (1818–1889) – автор пьес для домбры и народный музыкант, певец пламенных текстов протеста, композитор, который оказал неоценимое влияние на развитие казахской народной поэзии и национальной музыкальной культуры. Курмангазы в народе называют «отцом кюев», стержневые мотивы в его творчестве – освобождение народа и свобода личности.
Родился Курмангазы в урочище Жидели в Букреевской Орде. Ныне это район Жанакала Западно-Казахстанской области. С раннего детства мальчик занимался игрой на домбре. Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши. Появление в его родном селе прославленного народного кюйши Узака сильно повлияло на будущую судьбу Курмангазы, который впоследствии называл Узака своим учителем.
В восемнадцать лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решает покинуть родной аул. С этого времени начинается его самостоятельная профессиональная деятельность. Он начал жизнь странствующего кюйши – исполнителя кюев (казахских народных инструментальных пьес), играл на таких инструментах, как домбра, кобыз, сыбызгы. Вскоре он обрел славу. Хорошая музыкальная память позволила ему не только освоить творческое наследие известных народных музыкантов, но и самому начать писать инструментальные пьесы. У него был свой стиль игры, своя национальная школа.
Музыкальная миниатюра в творчестве Курмангазы становится симфонической поэмой, где судьба одного человека приобретает вселенский масштаб, что ставит его творчество в один ряд с Бетховеном и Чайковским. История казахского народа и его личные трагедии, мысли о жизни, широта казахских степей и национальные праздники нашли свое отражение в его произведениях. Одним из самых выдающихся произведений Курмангазы является «Кишкентай». Оно посвящено восстанию Исатая Тайманова (1836-1837 гг.). Это восстание было вызвано нехваткой земель для пастбищ – пригодные для земледелия земли изымались под казачьи хутора, оставшиеся распределялись неравномерно – основные пастбища оставались за ханом Жангиром и его приближенными. Народные выступления были подавлены с помощью регулярных войск. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи, зажигали и вселяли надежду. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от родных мест, был неоднократно заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска и Оренбурга.
Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле. В 1862 г. Курмангазы встречается со своим земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказывают заметное влияние друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (соловей) Курмангазы включил в свой репертуар.
В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы создает немало интересных музыкальных композиций, вошедших в копилку национальной культуры казахского народа. Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвященный случаю, когда Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребенком, и «Кызыл кайын» («Красная береза»), передающий настроение человека, достигшего цели и обретшего желанную свободу.
«Кызыл кайын» – это кюй о березе, – говорил Курмангазы своим друзьям, – приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это кюй о родной степи, о славных джигитах моего народа, которые раскрыли мне свои объятия и спасли от черной смерти».
Обладая крутым, непокорным, бунтарским нравом, Курмангазы острым словом обличал богачей, притеснителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За это он и подвергался нескончаемым преследованиям. Ни тюрьмы, ни прочие невзгоды не сломили дух композитора и поэта, а, наоборот, закалили его. Он с удвоенной энергией продолжал борьбу против произвола и неравенства в казахской степи. И всякий раз, когда представлялась такая возможность, Курмангазы бичевал своих врагов. Бичевал бессмертным оружием поэзии и музыки. К подобным творениям стоит отнести кюй «Акбай», создание которого связано с именем волостного старшины Аубекера Акбаева. Это произведение – настоящий бунт против притеснений и жестокости степных воротил. Кюй «Акбай» отличается большой содержательностью, богатством разнообразных музыкальных образов.
Многочисленные враги творца не могли мириться с тем, что тот разъезжал по аулам и своим творчеством мутил людей, восстанавливая против существующих в степи порядков. Над головой Курмангазы то и дело сгущались грозные тучи. Совершая дерзкие побеги из тюремных застенков, великий кюйши вновь оказывался на свободе.
В 1880 г. гонимый и преследуемый Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью и собрал вокруг себя учеников. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, восприняли и разработали его последователи. Среди них – Махамбет Утемисов, Майен, Кокбала, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие. Умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым в народе аксакалом, Курмангазы был похоронен в 1889 г. с почестями в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. Позже прах великого кюйши, национального героя, был с почетом перенесен в мавзолей, а в 2003 г. при участии России и Казахстана построен культурный комплекс, при котором открыта музыкальная школа домбристов. В 2005 г. неподалеку от мавзолея состоялось открытие межгосударственного культурного центра им. Курмангазы Сагырбаева. Курмангазы оказал огромное влияние на казахскую народную музыку. Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий. В своих кюях Курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени. В звуках его мелодий можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Знаменитые кюи «Сарыарка», «Адай», «Серпер», «Кишкентай» и другие являются бесценным духовным наследием. В этих произведениях нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народные празднества. На какие бы темы ни создавал кюи Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств – любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа.
Имя Курмангазы Сагырбаева дорого нам прежде всего тем, что в нем сочетались слово и дело. Он был и великим кюйши, поэтом и музыкантом, композитором и национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению народа он участвовал лично.
«В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка, человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева. Мы не только слушаем, затаив дыхание, его прекрасные кюи, но мы горячо и страстно любим его самого. Наша привязанность и любовь к нему – это что-то совершенно особенное», – так определил свое состояние души автор книги «Чародей» Хайдар Ирмуратов, народный учитель из Володарского района, когда писал замечательную повесть о легендарном Курмангазы. По меткому выражению Ахмета Жубанова, Курмангазы был художником современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай. И действительно, Курмангазы, пройдя тяжелый жизненный путь казаха-бедняка, не смирился со своим бесправным положением. Так, в темные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую домбру, не переставал сочинять кюи.
Память о композиторе бережно хранится в Казахстане, ему посвящают оперы и картины, его именем называют улицы, его имя присвоено консерватории Алматы, его изображения можно увидеть на почтовых марках и денежных купюрах. Существуют многочисленные памятники знаменитому кюйши, в том числе в Астрахани – он был подарен Казахстаном к 450-летию города. Курмангазы прожил тяжелую жизнь, полную испытаний, лишений, скитаний. Он не скопил для себя ничего, но оставил нам бесценное наследие – вечную музыку, которая более двух столетий является символом, сутью души казахского народа и, словно живой неиссякаемый источник, дарит нам вдохновение.

ЖумагайшаШАЙМЕРДЕНОВА,
заведующая Станционной городской модельной библиотекой.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий