Начинать с малых лет

«Қазақшан қалай, балақай?» – под таким названием единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» совместно с управлениями внутренней политики и образования, акиматом города организовали конкурс среди дошкольных учреждений.
Он направлен на популяризацию государственного языка, национальных традиций, культуры, истории. Задачей дошкольных учреждений было показать инновационные системы в обучении государственному языку, пропаганде патриотического воспитания, повышении интереса и желания малышей в изучении казахского языка.
Конкурс проходит уже второй раз. Если в прошлом году в нем участвовало всего 9 учреждений, то в этом – 20. В состав жюри вошли председатель ОО «Қазақ тілі мен мәдениеті» М. Кииков, руководитель учебно-методического центра Г. Мадиева, представители отдела образования и дошкольных учреждений.
Как сообщают организаторы конкурса, в детских садах города 429 детей некоренной национальности посещают группы с казахским языком обучения.
Руководитель ЕДЮО «Жас Ұлан» Мейрамбек Закиров рассказывает: «При проведении конкурса мы не делили казахский или русский язык обучения в детских садах. Главное, это уровень преподавания государственного языка. Посмотрим уроки, сделаем анализ и как общественное объединение дадим свои рекомендации в госорган.
Миссия нашей организации – это привитие патриотизма таким же молодым гражданам страны. Но откуда возьмется любовь к Родине, если мы элементарно не знаем своего языка? На самом деле это большая проблема. Основы развития и воспитания закладываются с малых лет. Поэтому роль дошкольных организаций огромна и незаменима. Считаю, каждый уважающий себя гражданин должен знать язык страны.
К сожалению, у нас мало думающих и пишущих на казахском, в основном люди владеют разговорным бытовым. Присутствует также фактор необходимости знания госязыка. Например, госслужащим он нужен для эффективной работы и успешной карьеры. Тогда человек быстрее научится.
Если говорить о качестве уроков в детских садах, то все понравилось, радует, что дети некоренной национальности свободно говорят на госязыке, читают стихи, знакомятся с казахскими традициями. И в этом огромная заслуга учителей и воспитателей».
Отметим, что конкурсные уроки были содержательными, интересными, с применением ТСО, наглядных материалов. Дети узнавали о городах, природе нашего края, животном мире. Форма занятий тоже разнообразная: урок-сказка, урок-путешествие по Казахстану, урок-соревнование.
Большое внимание уделено знакомству с традициями и обычаями, воспитатели и дети в некоторых группах были одеты в национальную одежду. Через выразительное чтение стихотворений, исполнение песен, танцев демонстрировали свои творческие способности, развитие речи.
Продумано тематическое оформление здания, хорошие кабинеты казахского языка, в которых отражена самобытность народа и используются современные технологии. Все это, безусловно, способствует раскрытию интеллектуального потенциала детей, успешному освоению государственного языка.
Таким образом, дошкольные учреждения показали хорошую подготовку и активное участие в конкурсе.
Интересными наблюдениями о конкурсе поделился председатель жюри Мейрамбек Кииков:
«Мероприятие нужное и важное. Радует, что среди молодежи сейчас много неравнодушных людей с активной жизненной позицией. Патриотизм, уважение к языку начинается с семьи и с маленьких лет. Обратил внимание на тематическое оформление садиков на двух языках, кабинеты казахского языка порадовали, передан национальный колорит. Это тоже воспитывает. Семья, школа, общество должны дополнять друг друга в образовательном процессе. К сожалению, сейчас детей воспитывает интернет и компьютер. Поэтому к воспитанию нужно подходить комплексно. Было бы неплохо, если бы в садиках имелись национальные игрушки. Провел такое небольшое исследование среди воспитателей и педагогов, многие из них с большим стажем, по 15–20 лет. Как представитель общественного объединения, хотел выступить с предложением учредить медаль именно для воспитателей. Мы должны поднимать их статус. Кто воспитывает граждан Мәнгілік Ел? В первую очередь – дошкольные учреждения».
«Важно, чтобы для малышей изучение казахского стало интересной, увлекательной игрой. В этом возрасте упор нужно делать на речевую практику. Не забывать о принципе постепенности и использовании яркой наглядности, об эмоциональном восприятии обучающего материала.
Изучение языка – нелегкое дело, однако человек, знающий несколько языков, становится духовно богаче, чем любой владеющий одним», – подчеркивают организаторы конкурса.
Д/с «Мерей»
В д/с «Мерей» воспитываются 90 детей некоренной национальности. Каждый год коллектив принимает участие в конкурсах: «Қазақшан қалай, балақай?», «Қазақ тілінің білгірі», «Балғын шақ». Участница конкурса Эльвира Газизова, воспитатель средней группы «Көркем», победительница республиканского интеллектуального конкурса «Ханталапай». Ее воспитаница Виктория Суркова участвовала в городском конкурсе «Балғын шақ».
«Сегодня мы видим, какая большая работа проводится для развития государственного языка. Открываются бесплатные курсы, очень много литературы, наглядности. Считаю, что любовь к родному языку и патриотизм прививаются в первую очередь в семье и только потом в образовательных учреждениях. Родители должны быть сами примером для детей. Например, у нас пятеро детей некоренной национальности обучаются в казахских группах», – говорит Эльвира Мейрамбековна.
Татьяна Хамзина отдала своего сына Ивана в казахскую группу: «Мы живем в Казахстане и не собираемся уезжать, поэтому считаю знание государственного языка необходимым. Старший сын Данил – выпускник д/с «Асель», сейчас учится в 4-м экспериментальном классе Назарбаев интеллектуальной школы на государственном языке. Дома с Ваней разучиваем стихи, пословицы и поговорки, времена года на казахском. Можно сказать, и сами уже практически знаем язык. В этом вижу только большие плюсы в перспективе».
Д/с «Звоночек»
В д/с «Звоночек» в рамках конкурса «Қазақшан қалай, балақай» прошло открытое занятие в группе № 1 «Гүлдер» на тему «Моя Родина – мой Казахстан!». Провела его воспитатель Назгуль Мурзатаева. Как отмечают коллеги, Назгуль Кабдуллаевна – грамотный, творческий педагог, добросовестно и ответственно относящийся к своей работе.
Коллектив садика уделяет большое внимание развитию государственного языка, применяются инновационные методы обучения, современные технические средства, проводится много интересных и познавательных мероприятий с приглашением и участием родителей.
Психолог Галина Шкондина принимала участие в конкурсе «Қазақ тілі білгірі», воспитатель Кристина Передните заняла третье место в данном конкурсе.
Заведующая Аклима Негметова поделилась новостью: в этом году сад будет переименован в «Болашақ», высказала свое мнение по поводу эффективного внедрения казахского языка в образовательных учреждениях:
«Часто родители говорят нам: мы отдали вам своего ребенка, вот вы его и учите. Это неправильно. Знание языков – прежде всего успешное будущее их детей. Поэтому родители не должны быть в стороне, а вместе с нами и детьми идти в ногу со временем. Только тогда будет положительный результат».
Д/с «Сауле»
«На современном этапе развития общества вопрос обучения государственному языку становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Основные задачи в изучении казахского языка в детских садах: уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства, выражать свои мысли и впечатления, активизировать словарь, формировать произношение специфических звуков казахского языка», – отмечает участница конкурса, воспитатель с десятилетним стажем Женисгуль Жетписова.
Воспитатели и дети принимают активное участие во многих городских, областных конкурсах на знание государственного языка. На данный момент 14 детей некоренной национальности занимаются в группах с казахским языком обучения.

Аружан Кажмуратова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий