Поможет ли чудо-пилюля?

Можно ли искоренить коррупцию, как победить взяточничество, есть ли лекарство от мздоимства? На эти вопросы пытались найти ответы в областном казахском музыкально-драматическом театре им. Ш. Кусаинова, где состоялась премьера трагикомедии «Мәссаған! Сенсация!!!» драматурга Зульфата Хакима. Режиссером-постановщиком выступил Заслуженный деятель РК Муратбек Оспанов, художником-постановщиком – Маймура Топанбаева.

В основе произведения – злободневный вопрос: как бороться с коррупцией? Автор преподносит горькую правду под вуалью из сладких шуток, проблему, которую нынешнее общество воспринимает не как болезнь, а как нечто превосходное. В этом произведении каждый может увидеть себя и окружающих.
Главный герой Сайпы, рядовой учитель химии, изобретает лекарство, которое излечивает от пристрастия к получению взяток, тем самым пытаясь искоренить коррупцию. Чиновники райцентра, услышав об этом открытии, впадают в панику, начинают изрядно нервничать и оказывать давление на изобретателя.
А что народ? Актерами интересно обыграно восприятие сенсационного события – изобретение чудо-пилюли – обывателями. Привыкшие решать свои проблемы легким способом, с помощью взяток, люди не очень-то рады нововведению. Разъяренная толпа ругает учителя химии и задается вопросом: а как мы теперь устроим детей в садик без очереди, как «отмажем» их от армии, как будем получать медицинскую помощь от врачей и лучшие палаты, как решать свои насущные проблемы? Ведь мы так привыкли и по-другому уже не сможем. Таков наш уклад жизни. Похоже, уже никто не верит, что зло можно победить. Люди смирились, принимают это как данность и пытаются приспособиться. Есть ли грань между взяточничеством и кумовством, товарищеской взаимовыручкой? Такой вывод напрашивается из пьесы. В итоге изобретателю ничего не остается, как залезть на дерево и угрожать покончить с собой, если и дальше будет на него оказываться давление…
Автора отличает четкая гражданская позиция, нравственная бескомпромиссность, горячая жажда справедливости и эмоциональный поиск правды. В оформлении сцены, подборе героев, их монологах и репликах прослеживается четкий психологизм. Яркие образы создают прототипы людей, которых мы знаем, это акимы-самодуры, их окружение, которое лебезит, глупые чиновники, наивно-доверчивый народ.
Но главное – это актерская игра. Каждый исполнитель создает свой оригинальный образ – деловая заведующая районным отделом образования, суетливый секретарь акима района, забавный начальник отдела здравоохранения, продажный прокурор, трусливый военком, нелепый начальник отдела полиции…
Сам же учитель химии и по совместительству изобретатель выглядит несколько аморфным. Он пустил слух, что изобрел таблетку от коррупции, возможно, ее и нет на самом деле, на дерево залез не в качестве протеста, а из страха.
Спектакль не просто заставляет смеяться над забавными моментами, интересными репликами, поведением персонажей, а подталкивает к размышлению: есть ли все-таки доступные средства в профилактике коррупции? Излечима ли эта многовековая социальная болезнь? И в чем роль искусства в этой борьбе?
По словам заведующего литературной частью областного казахского театра Манарбека Кыдырбая, постановка акцентирует внимание на проблемных вопросах сегодняшнего дня, пропагандирует общечеловеческие ценности, высмеивает жадность, глупость.
«На самом деле, тема коррупции – одна из болезненных и злободневных. Муратбек Оспанов привнес свой авторский взгляд на проблему: начинать нужно с себя и своего окружения.
Спектакль по пьесе татарского драматурга Зульфата Хакима оказался удивительно актуальным и созвучным происходящим событиям в стране. Призывает нас к добру, честности, порядочности.
Особенность спектакля – проблема не поднимается прямым текстом, зрителю необходимо додумать, поразмыслить. Мы сами создаем условия для процветания коррупции: даем взятки, не проявляем активную гражданскую зрелость, допускаем мздоимство. Ведь по сценарию против «правдивой» таблетки не только чиновники, но и рядовые граждане.
Театр – это отражение внутреннего мира человека. Постановки дают возможность взглянуть на себя со стороны, получить урок, оценить свое социальное поведение, провести работу над ошибками. Каждая реплика заставляет задуматься, будит самосознание граждан. Например, в трагикомедии «Мәссаған! Сенсация!!!» показано, что чиновники не читают газеты и не знают о происходящих в мире и в регионе событиях.
Мы привыкли жить по волеизъявлению чиновников, уже перестали думать сами и принимать решения. Высмеивается общество, которое не готово говорить правду и воспринимать ее.
Еще одна особенность постановки – режиссер особое внимание уделил сценической речи. Его идея – заставить зрителя задуматься. К примеру, звучат фразы от начальника здравоохранения: «Если мы не будем брать взятки, то врачи не смогут прожить на одну зарплату», «Как же я ему не помогу, он же мой родственник, поэтому возьму племянника на работу без образования».
Получается, смех сквозь слезы, отсюда понятен и выбор жанра – трагикомедия», – пояснил М. Кыдырбай.
Текст произведения перевел писатель, акын, журналист Серик Жетпискалиев. К слову, это уже десятое произведение для казахского театра, над переводом которого трудился главный редактор газеты «Көкшетау».
«Над переводом работал около месяца. Стараюсь понять произведение, пропустить через сердце. Сам я довольно часто посещаю театр, поэтому знаком с особенностью сценического искусства. Как творческий человек могу представить некоторые реплики, как будут играть актеры, представить образы персонажей и какой актер будет исполнять ту или иную роль, поэтому и диалоги пишу под них.
Перевод, на самом деле, – очень трудоемкий процесс, особенно сложно работать с драматургическими произведениями. У переводчика должен быть широкий кругозор, нужно понимать нюансы исторических, социальных и политических событий. Слова должны быть нескучные, емкие и доступные, нужно показать динамичные диалоги, серьезные вещи через юмор. Необходимо передать эмоции и чувства, переживания героев в коротких фразах, попутно представить зрителя, чтобы он понял речевые обороты, термины. Мой принцип – это доступность, поэтому и перевожу с учетом всех этих нюансов. Нужно еще учитывать наш менталитет. Автор, к примеру, пишет, что герой хочет поехать в Москву и Казань. А я старался приблизить текст к нашему региону и при переводе написал Кокшетау и Нур-Султан. Тем самым, герои как бы становятся ближе к зрителю.
Мне было интересно, как обыграет режиссер те или иные сцены, использует ли весь текст без изменений или внесет что-то свое.
Понравилась игра Толеубека Конбая (аким района) и Кайрата Мырзаболатова (учитель химии), они правильно передали внутренний мир героев. Еще впечатлила массовка, шумная, ее энергетика будоражила. В ней выделялись яркие образы сельских жителей. Актерам удалось мастерски передать эмоции – гнев, недовольство и возмущение. Мне показалось, что спектакль поставлен на высоком уровне классических произведений, не побоюсь сравнить с «Ревизором» Гоголя», – рассказал о творческом процессе С. Жетпискалиев.
Пьеса не оставила никого равнодушным, зритель выходил в раздумье: как же все-таки можно бороться с коррупцией, возможно ли это вообще? Своими впечатлениями от премьеры поделился первый заместитель председателя областного филиала партии «Nur Otan» Галым Бекмагамбетов:
«Я смотрел много постановок, считаю, что эта – одна из самых удачных. Понравился тандем режиссера и переводчика, сценариста. Актеры прекрасно, как всегда, сыграли. Посмотрел премьеру с большим удовольствием. Она актуальна, злободневна, поставлена с максимальной приближенностью к нашим реалиям. Выявила в такой трагикомедийной форме серьезную проблему. С одной стороны кажется, что спектакль очень легкий для восприятия, есть юмор и лирические отступления. С другой стороны – вызывает очень много мыслей. Каждый из нас должен задуматься, что борьба с коррупцией – удел не только чиновников, но и всей среды, которая способствует и принимает участие во взяточничестве. Спектакль нужно пропагандировать широкому кругу зрителей, подрастающему поколению, чтобы предупредить коррупционные проявления. Нужно не только законы принимать и утверждать нормативные акты, а чтобы все общество было против коррупции. Для этого должна проводиться кропотливая воспитательная работа и духовное переосмысление. В сознании у нас должна быть мысль, что брать взятки и предлагать их – это плохо, подло и неправильно. Воспитывать детей и внуков нужно в этом ключе».
Президент республиканской федерации спортивного карате Руслан Дукембаев также посетил премьеру и высказал свою точку зрения:
«Казахский драматический театр всегда ставит хорошие, добротные постановки, актуальные спектакли на злобу дня. В целом, очень приятные впечатления от пьесы, но немного грустно, потому что показаны реалии сегодняшних дней. Согласен с призывом начинать с себя, только тогда будет порядок».
Постановка задевает за живое, будоражит, потому что каждый из нас сталкивается с этими вопросами в жизни, и как поступить в той или иной ситуации, решает сам: по закону и совести или получить быстрый и желаемый результат окольными путями? Поможет ли чудо-таблетка от коррупции и взяточничества? Риторический вопрос. Но точно известно одно – при желании изменить мир к лучшему, начинать нужно с себя и своего окружения.

Аруна КАНАТ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий