Спички вместо сдачи

Каждый день, совершая покупки в магазинах, заказывая что-либо через интернет, пользуясь услугами коммунальных служб, передвигаясь на общественном транспорте или такси, мы выступаем в качестве потребителя. При этом очень часто наши права нарушаются.
Чтобы этого не происходило, департамент по защите прав потребителей Акмолинской области ведет активную информационно-разъяснительную работу.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим взаимоотношения между продавцом и клиентом, является Закон РК «О защите прав потребителей», в котором четко прописаны обязанности сторон.
Например, в обязанность продавца входит предоставление потребителю полной информации о товаре, которая касается не только его стоимости, но и наименования, изготовителя, знака соответствия, сведений об основных свойствах, о наличии в продуктах генетически модифицированных организмов, если их доля составляет 0,9 и более процентов. На товаре обязательно должен присутствовать товарный знак изготовителя, указана страна происхождения, наличие и отсутствие гарантийного срока, рекомендация по приготовлению пищевых продуктов…
В соответствии со ст.26 продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование, местонахождение, юридический адрес и режим работы на казахском и русском языках, поместив указанную информацию в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).
Как обезопасить себя от приобретения некачественного товара? Во-первых, необходимо требовать товарный чек. Если же продавец по каким-либо причинам не может выдать такой чек, он должен представить доказательство, что между ним и покупателем были определенные правоотношения. Например, это может быть печать на листке бумаги, где должны быть указаны наименование продавца, товара, его стоимость, дата приобретения и др.
В течение 14 календарных дней покупатель непродовольственного товара вправе его обменять на любой другой. То есть, в каком виде был приобретен товар, в таком он и подлежит обмену. Покупатель также имеет право потребовать назад деньги и расторгнуть договор купли-продажи, если в месте, где приобретался товар, нет варианта его замены. Если продавец отказывается обменять товар в течение 14 дней, тем самым нарушая права потребителя, то он несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере не менее 1% от суммы стоимости товара за каждый день невыполнения своих обязанностей.
Зачастую продавцы практикуют выдачу спичек вместо сдачи. Следует знать, что продавец не имеет права без согласия клиента навязывать ему покупку других товаров. Это нарушение прав потребителя. И покупатель имеет полное право потребовать выдать ему сдачу, как положено.
Или, допустим, каждый не раз слышал фразы: «Мы не принимаем крупные купюры», «Не берем мелочь». Что делать в данной ситуации? Ведь это, действительно, доставляет определенные неудобства. На самом деле продавец не имеет права отказываться от купюр по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории Казахстана и подлежащих приему в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. За это нарушение предприниматель несет ответственность в соответствии со ст. 206 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Если вы столкнулись с фактом нарушения потребительских прав, обращайтесь по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб. 6 или по телефону «горячей линии»: 8 (716-2) 50-51-22.

Максат СЕИТОВ,
главный специалист департамента по защите прав потребителей.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий