Сподвижник духовного возрождения

На днях состоится конференция по итогам второй экспедиции «Абылай ханның қара жолы». Инициатором и руководителем масштабного мероприятия выступил общественный деятель, Заслуженный работник народного просвещения КазССР, Почетный житель района им. Биржана сал Мурат кажы Идрисов.

Кокшетауцы знают аксакала как почитателя культуры и искусства, краеведа, интеллигентного и начитанного человека, творческую личность с пытливым умом и широким кругозором, как интересного собеседника, а главное – неравнодушного гражданина, глубоко болеющего за продвижение родного языка, национальных традиций и обычаев.
Родился Мурат Идрисов 10 июня в с. Сауле Енбекшильдерского района Акмолинской области. Окончил Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, физико-математический факультет. В разные годы работал учителем, завучем и директором нескольких школ в Енбекшильдерском районе, состоял в составе районной и областной комиссий партийного контроля. Руководил Казахским педучилищем (ныне Высший педагогический колледж им. Ж. Мусина) и областным управлением культуры, возглавлял аппарат акима Кокшетау, городской отдел спорта и туризма.
Под его руководством были инициированы подготовка кадров, хорошо владеющих госязыком, и открытие кружков, популяризирующих национальное искусство и культуру, проведение айтысов среди школьников, открытие казахского духового оркестра, развитие национальных видов спорта, юношеских клубов футбола и хоккея в регионе. М. Идрисов в свое время выступил инициатором открытия областного казахского драмтеатра. Будучи руководителем областного общества «Қазақ тілі», сделал много для укрепления статуса государственного языка.
«В свое время я попросился в педучилище, стоял, можно сказать, у его основания. Сначала нам выделили четыре аудитории, спортзал, помещение раньше принадлежало бухшколе. Несмотря на большой конкурс на одно место – 8–10 человек, в первый год мы набрали немного студентов. Через некоторое время нам предложили нынешнее здание колледжа, хотя мы просили другое учреждение в центре города, но тогда государственному языку не уделяли такого внимания, как сейчас, поэтому казпед оказался практически за чертой города. Проработал там более трех лет. Нынешний директор Нуртас Ахат был моим заместителем, он находился в кадровом резерве на должность руководителя.
Я всегда уделял внимание развитию национального искусства и спорта. Проводил много мероприятий для сельских школьников, встречи с акынами. Помню, в 1994 году в регионе впервые организовали масштабный айтыс среди школьников, тогда и в республике особо их не проводили. В первый год участвовали 9 пар, а на следующий год уже 18. Был аншлаг, получилось резонансное мероприятие. В ДК «Кокшетау» зал был полон, зрителям не хватало места. На сцене выступление юных айтыскеров получилось волнительным, интересным, полным страстей и азартного соревновательного духа. Когда у детей не хватало слов, свои эмоции они выражали с помощью выразительной мимики, старались взглядом добить своего противника, удивить яркой импровизацией. Первыми участниками и победителями айтыса стали прославленные акыны Арман Бердалин, Улмекен Шаменова, Канат Кыдырмин, тогда им было по 12–14 лет. Их готовил известный акын, композитор, открывший в СКО школу искусства, Тыныштык Шаменов. Мероприятие длилось два дня. Долго думали, каким подарком удивить детей, лошадь не подаришь, тогда особо и денег не было. Но хотелось победителей отметить хорошим призом. Решили подарить жабагы.
Во время церемонии награждения прямо на сцену вывели жеребенка, накинули на него красивый яркий ковер и сделали круг почета верхом с победителем айтыса Канатом Кыдырминым. Зрители были удивлены. Да и мы радовались, словно дети, что смогли организовать мероприятие на таком высоком уровне. Наш именитый земляк Кокен Шакеев произнес для юных айтыскеров бата-благословение, нас поддержали и акыны.
Мы ездили по всем районам и аулам, собирали списки одаренных детей, кто хорошо пел и танцевал, читал выразительно стихотворения, затем вовлекали их в различные творческие и интеллектуальные, музыкальные и спортивные конкурсы.
Как руководителю мне повезло с командой, рядом всегда находились инициативные и увлеченные единомышленники, энтузиасты своего дела.
Помню, областное руководство дало мне задание открыть оркестр народных инструментов. Я стал уговаривать дирижера и музыканта Манарбека Бексеитова помочь мне, мы были с ним друзьями. Но сначала он отказывался, тогда пришлось пойти на уловку и сказать, что я собираюсь увольняться, потому что не могу выполнить порученное дело. И только тогда мой друг согласился поддержать меня. Но сначала он потребовал приобрести все необходимые музыкальные инструменты для оркестра и нужное оборудование. На концерте также был аншлаг, столько зрителей и ценителей искусства собралось послушать красивую музыку в национальном стиле. В северном регионе это был первый казахский оркестр. Чуть позже мы открыли и областной казахский театр», – поделился воспоминаниями М. Идрисов.
С супругой аксакал достойно воспитал пятерых детей – трех сыновей и двух дочерей, у них есть внуки и правнуки. С детства им прививали любовь и уважение к корням, традициям, трудолюбие и ответственность.
«Считаю, что основой воспитания является личный пример родителей. Дети всегда подражают взрослым. Неслучайно говорят: что посеешь, то и пожнешь. Я активно занимаюсь спортом, совершаю пешие прогулки в парке, этому учу и детей. К примеру, мы обучали внука с малых лет игре на домбре, прививали любовь к казахскому искусству. В 4 года он играл кюи, в 10 лет исполнял программу из консерватории. Три раза становился лауреатом республиканского конкурса. Все мои внуки любят музыку и занимаются спортом, здорового образа жизни придерживаются и дети. Сам я играю на домбре, но больше для души», – отметил Мурат Идрисов.
Несмотря на преклонный возраст, Мурат кажы активно участвует в общественной жизни региона, занимается краеведением и исследованием истории родного края. Он издал восемь книг, является автором и других литературно-исторических изданий, научных публикаций.
«Всегда ответственно и творчески отношусь к порученному делу, по-другому не умею. Быть руководителем для меня – это, прежде всего, колоссальная ответственность. Каждый раз спрашиваю: что я могу сделать полезного для своего народа, для родного края?
С уважением отношусь к программе «Рухани жаңғыру», которая повышает интерес к истории родного края, знакомит с талантливыми современниками и выдающимися людьми региона, благодаря ей реализуется множество содержательных краеведческих программ. История родного края позволяет воспитать в молодежи истинный патриотизм и активную гражданскую позицию, приобщить подрастающее поколение к культурному наследию страны и малой родины», – подчеркнул М. Идрисов.
Аксакал всегда в творческом поиске. Именно он выступил инициатором масштабного проекта комплексной экспедиции «Абылай ханның қара жолы», проходившей по караванному пути ХVІІІ века – от поляны Абылай хана в Бурабае до сакрального Туркестана. Во время пути участники экспедиции вели научно-исследовательскую работу и производили картографирование сакральных мест, памятников исторического наследия, воплощенных в объектах этнокультурного ландшафта Казахстана. По итогам была выпущена монография и создан документальный фильм, составлена сборная топографическая карта, не имеющая аналогов в стране.
«Идея организовать экспедицию по дорогам великого хана пришла давно. Возле нашего села есть могила аулие (святого) Мухамеда Салыка. Аксакалы рассказывали, что рядом с захоронением проходит дорога, по которой передвигался с нукерами Абылай хан. И я задумался, откуда начинался его путь и куда ведет дорога. Изучил исторические материалы, собрал необходимые документы, мне составили карту, и я обратился к руководству области. С тех пор и началось это движение.
По пути было собрано много интересных фактов и рассказов, увлекательных историй. Мы общались с местным населением, аксакалами, которые охотно делились своими воспоминаниями.
Оказывается, в Петропавловске Абылай хан дал указание организовать ярмарку. Туда съезжались крупные торговцы из Сибири, Ташкента и других регионов. Есть история о том, что писатель Петр Ершов, побывав на этой ярмарке и увидев верблюдов и диковинных лошадей, написал свое знаменитое произведение «Конек-горбунок», вышедшее на 27 языках мира.
В Шортандинском районе есть населенный пункт Бозайгыр. Старожилы рассказали историю о происхождении названия села. У одного бая был статный конь. Чтобы зимой спасти табун от стаи волков, лошадей перегнали через замерзшее озеро. Последним бежал вожак, поскольку он был тяжелым, то лед не выдержал веса коня и он утонул. С тех пор и появилось такое название как Бозайгыр.
Во время первой экспедиции мы посетили места, где были ставки Абылай хана. А во второй побывали в местах сражения хана, посетили Восточный Казахстан, побывали в Ерейментау, Баянауле, Семее, Зайсане, Аягузе, Кордае, Караганде. Рассказывают, что воины Абылай хана могли проскакать по 500–600 километров.
Во время остановок в городах и селах старожилы подтверждали, что этот путь проложен Абылаем.
Во время экспедиции недалеко от столицы мы нашли большое захоронение, где находятся могилы свыше 500 человек, возле каждого похороненного лежит камушек с орнаментом и символом знака своего рода. Таких кладбищ несколько, в местности Мамай и недалеко от нашего аула. Увидев эту картину, понимаешь слова нашего Президента, что самое ценное, что у нас есть – это наша Независимость и какой ценой она досталась народу. По итогам второй экспедиции будет издана книга и состоится конференция, материалы будут обобщены в литературно-исторических изданиях, научных публикациях. В следующий раз планируем посетить Западный Казахстан.
Организовать экспедицию такого уровня – очень сложная и кропотливая работа. В течение года проводим подготовку, изучаем карты и документы. Направляем письма в акиматы регионов, чтобы они организовали встречу делегации, выделили сопровождающих. Сложно найти проводников, чтобы они хорошо ориентировались на местности.
Запомнил двух проводников. Олег Хван хорошо, к примеру, знал казахский язык, и во время путешествия свободно общался с нами. Один раз нас сопровождал 71-летний дедушка с интересным именем Мефистофель.
По итогам экспедиции будет создаваться сборник материалов, историко-культурное описание ландшафтов, исторических объектов археологического характера и природного комплекса. Это живописный маршрут, который может привлечь как туристов, так и этнографов, историков. Во время путешествия участники экспедиции открыли много нового: неисследованные памятники, пирамидальные курганы, познакомились с интересными людьми», – подчеркнул М. Идрисов.
Аксакал отметил, что любит читать художественную литературу, исторические произведения. Размышляет о том, как достойно прожить свою жизнь без сожалений и горечи, чтобы дети были активными членами общества и достойными гражданами страны.
«Для меня духовное возрождение – это мой личный вклад в развитие общества.
К сожалению, у нас стоит острая и актуальная проблема – это отсутствие идеологии и должного воспитания именно в национальном духе, укрепление статуса государственного языка.
Когда-то Екатерина II сказала: «Если бы казахи знали свои возможности, они могли бы завоевать мир. У нас такие великие предки, как Абылай хан, Кенесары, из современников – Жумабек Ташенов и многие другие, их дух несокрушим. Мы же сейчас обмельчали. С горечью замечаю, что молодежь говорит в основном на русском. А почему они с гордостью не заявляют: «Я казах!» И не говорят на своем родном языке? У нас же министры и депутаты, до смешного доходит, не могут сказать пару слов на государственном языке.
У нас очень красивый, певучий язык, уникальные народные традиции и обычаи, остроумные пословицы и поговорки, одним словом, кладезь мудрости и знаний. У казахов чистая генетика, так как мы знаем свою родословную до седьмого колена. Но мы все это не ценим. Если есть уважение к языку, мы будем и родину уважать, и считать себя в полной мере патриотами.
Нужно также прививать уважение к старшему поколению, почитанию своих родителей, особое отношение к девушкам. Казахи говорят: «Рай у ног твоей матери».
Только на одном примере Кенесары можно укрепить наш национальный дух, он отстоял нашу землю.
Когда джунгары напали и наложили налог на скот, обязали каждый день выдавать им по одной казахской девушке, весть об этом разозлила Кенесары. Он вместе с 200 сарбазами за шесть дней домчался до ставки джунгарского хана. Каждый воин придерживал троих лошадей, скакали день и ночь непрерывно. И на скаку кормили лошадей соленым курдюком барана. Вот это был намыс (честь) у нашего батыра. Нам сейчас не хватает этого чувства.
Сейчас в обществе много разводов. В этом мы тоже виноваты, обесценилось чувство любви, уважения и почитания. Многие живут в гражданском браке, пренебрегая обрядом неке в мечетях. Разве такой брак не обречен на распад?
Хотелось бы, чтобы мы носили одежду в национальном стиле, не забывали о философии длинных волос у казахов, символизирующих мудрость и красоту хранительниц семейного очага.
Молодежи не хочу давать советы, она умнее и мудрее нас. Советы и назидания нужно давать старшему поколению: не забывать о гражданском долге – достойно воспитать подрастающее поколение, быть положительным примером для своих детей», – отметил аксакал.
Аруна КАНАТ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий