Торжество любви и обновления

Согласно различным историческим источникам, Наурыз – один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как торжество весны и обновления природы, является символом любви, плодородия и дружбы.

В этот день наши предки восславляли приход весны по солнечному астрономическому календарю. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной. Иначе Наурыз называют «Ұлыстын ұлы күні», что в переводе означает «Великий день народа». В древности верили, что накануне праздника по земле ходит счастье, поэтому ночь накануне Наурыза называли ночью счастья, то есть Наурыз – это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на землю спускается Новый год.
У кочевых народов праздник символизирует завершение зимовки и подготовку к летнему сезону. Учитывая особую роль праздника, люди отмечали его несколько дней и каждый день посвящали определенным добрым делам. Нужно было обязательно пообщаться с природой, почистить ручьи, вспомнить предков, навести порядок в доме, попросить прощения у родных. Возрождая старинные традиции и обычаи, в Казахстане предлагают обновленный формат празднования Наурыз мейрамы. Научные эксперты казахстанского института общественного развития «Рухани жаңғыру» совместно с этнографами и лидерами общественных организаций выработали рекомендации, название которых звучит как «Наурыз шапағаты» – «Добрые дела в Наурыз».
К сожалению, в празднование Наурыза в нынешнем году коррективы внесла пандемия коронавируса. В связи с этим в Казахстане отменены все крупные и массовые празднества. Но несмотря на это, отдельные каноны праздника можно соблюсти дома, в узком семейном кругу, без приглашения гостей.
Так, предложено было проведение 9-дневного цикла тематических мероприятий с 14 по 22 марта. Все даты имеют собственное направление и идею. В эти дни рекомендуется носить казахскую традиционную одежду и преподносить «Наурыз сыйлық» – подарки, которые можно дарить в течение девяти дней празднования.
14 марта – Көрісу (Амал) күні («встретиться», «свидеться») – День встреч с родственниками и друзьями, близкими. Отдают дань уважения старшему поколению. Символ этого дня – рукопожатие.
В этот светлый день люди приветствуют друг друга, младшие навещают старших, здороваются, желают друг другу здоровья, мира и благополучия. В каждом доме с восходом солнца накрывается дастархан, старейшины дают бата. Народ, переживший суровую зиму, строит планы на будущее.
Во второй день (15 марта), который назвали Шежіре күні – «День памяти», вспоминают ушедших представителей рода, восславляют их жизненные дела. Исходя из названия, этот день нужно посвятить изучению своей родословной. В масштабах страны в этот день предлагается изучать «белые» пятна истории страны и малой родины.
В третий день (16 марта) – Жайлау күні – мероприятия направлены на защиту природных ресурсов планеты. Предлагается сажать деревья, расчищать родники, убирать подворья, парки.
Четвертый день (17 марта) – Игi iстер күнi (День благих деяний) – посвящен добрым делам, призывает примкнуть к волонтерам и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается, посетить одиноких пожилых людей.
В пятый день (18 марта) – Шымырлық пен шеберлiк күнi – можно организовать ремесленные ярмарки, национальные спортивные игры, выставки фотографов.
В шестой день (19 марта) – Зияткерлiк күнi (он посвящается знаниям и мудрости) – можно проверить знание эпоса, национальных традиций, поговорок, пословиц, мудрых выражений, цитат национальных писателей и поэтов.
Седьмой день (20 марта) – Жоралғы күнi – посвящен знанию традиций народа, необходимо вспомнить семейные традиции и ценности.
Восьмой день (21 марта) – Ұлттық тағамдар күнi (День национальной кухни).
Девятый день (22 марта) считается самым важным. Бұқара күні знаменует безвозвратный приход весны.
В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда – изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
По древним сказаниям казахов, накануне Наурыза, днем и ночью по земле ходит Қыдыр (Қызыр) Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды, который посылает людям счастье и благоденствие. В ночь перед торжеством в знак пожелания изобилия все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево – посади десять!».
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком наурыз-коже, приготовленным из семи компонентов, куда обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. В аулах ставили качели «Алтыбакан». Праздник Наурыз не обходился без состязаний в национальных видах спорта – қазақ құресі, тоғыз құмалақ, лошадиные скачки (бәйге).
И не только юноши, но и девушки участвовали в играх. В народной забаве «Қыз-Қуу» девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. Детей, рожденных в этот месяц, принято было называть именами, производными от слова «Наурыз», например, мальчиков – Наурызбай или Наурызбек, а девочек – Наурыз или Наурызгуль.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.).
Впервые после долгих лет
забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Наурыз приобрел 15 марта 1991 г., став общенародным праздником весны, труда и единства. С 2009 г. входит в список ЮНЕСКО как культурное нематериальное наследие человека.

Подготовила
Сулу КУАНЫШЕВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий