Человек – кирпичик мироздания

Фархадбек Канафин, режиссер областного казахского музыкального драматического театра, как и все ценители литературы, восхищается творчеством великого Абая.
Он досконально изучил научно-публицистические труды об Абае и его философские трактаты, прочитал статьи исследователей-абаеведов М. Ауэзова, С. Муканова, А. Байтурсынова и многих других. После чего вместе с единомышленниками из молодежного экспериментального театра-лаборатории «EL jastar» режиссер попробовал показать новый образ писателя, чтобы заинтересовать молодежь.
«Творчество философа и просветителя многогранно, о нем можно поставить тысячу спектаклей и показать разноплановость его интересов, и все равно мы не будем знать его до конца. Ознакомился практически со всеми произведениями Абая, просмотрел театрализованные постановки о писателе, художественные и документальные фильмы о нем.
Мне нравится, что рядом с великим акыном всегда находилась молодежь, которая многому училась у своего наставника. Он тоже с удовольствием передавал свой опыт.
К изучению творчества писателя нужно подходить серьезно. Порадовала новость, что будет сниматься фильм про Абая, в регионах будут ставиться спектакли. Считаю, что при этом нужно не только передать классический образ задумчивого акына в чапане. Нужно донести до современников его мысли и чаяния, переживания, показать его богатый внутренний мир. Мне кажется, нужно еще продумать, как правильно подать произведения Абая, чтобы молодежь поняла суть философских и педагогических взглядов великого гуманиста на проблему нравственного воспитания.
Абай – выдающийся мыслитель. Если обратиться к его педагогическим взглядам, сформировавшимся в прошлом столетии в условиях феодально-родового строя, то мы можем еще раз убедиться в их чрезвычайно современном звучании.
Одной из примечательных страниц педагогической деятельности поэта является формирование нравственных качеств личности на основе любви и уважения к труду. Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время. На борьбу против старого мира его толкало, прежде всего, нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. Высший этический идеал Абай выразил в формуле: «Адам бол!» – «Будь человеком!», с которой он обращается к молодежи. Главная цель воспитания, по мнению Абая, – сделать из ребенка труженика и патриота, а цель обучения – познать мир, приобрести знания, получить образование и специальность. Не случайно он отстаивал необходимость развития системы профессионального образования молодежи.
Особое значение Абай придавал семейному воспитанию и почитанию родителей. Он свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.
Выдвигая свой нравственный принцип «Адам бол!» в цикле моралистических произведений, Абай разрабатывает для молодежи целый кодекс этических норм дружбы и товарищества, любви в супружестве, долга и совести, мужества и красоты человеческих отношений. Он призывает: «Не кидайся на все сгоряча, дарованьем своим гордись и ты, человек, кирпич мирозданья, в зданье жизни самой ложись…»
Молодость – самая благотворная пора познания, считал Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается. Красота и сила, непосредственность и порыв даются человеку не для того, чтобы ими щеголять и тратить на мелочи жизни, учил Абай. Красота и ум – синонимы, и потому красивым делает человека труд, а молодость быстротечна.
Абай считал, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно также растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями общества, необходимо учиться каждый час. Он призывал молодежь к учению, к овладению новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.
Произведения Абая вдохновляют молодое поколение на служение народу, поддерживают в нем стремление к просвещению и развитию нации через культуру.
Абай – один из величайших гуманистов прошлого. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество посредством поэтического слова, проявлять глубокое уважение к достоинству человека – вот что характерно для просветителя», – говорит режиссер.

Сулу КУАНЫШЕВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий