Чтобы работа была эффективной…

Для каждого из нас островком детства на всю жизнь становится школа. Мы до сих пор поздравляем своих первых учителей, дружим с одноклассниками… Время не стоит на месте, меняется школа, наши дети проверяют оценки в электронных дневниках и легко разбираются в загадочных СОРах и СОЧах… В преддверии Дня учителя на вопросы читателей «СМ» отвечает руководитель городского отдела образования Бейбит Жусупов.

– Бейбит Айтымович, с чего начинается учебный год? Все ли задуманное удалось осуществить?
– На данный момент в городе 25 общеобразовательных школ, из них две в прошлом учебном году были основными. По желанию родителей и детей было принято решение открыть 10 класс в школе № 22. Микрорайон «Бірлік» находится на окраине города, поэтому дети после 9 класса вынуждены были уходить в другие школы или поступать в колледжи. Конечно, это создавало определенные неудобства. В этом году там открылся 10 класс, в следующем поэтапный переход завершится. Уже внесены изменения в устав и постановлением акимата утверждено: школа № 22 теперь стала средней. И педагогический состав коллектива, и материально-техническая база соответствуют всем требованиям.
Хотелось бы отметить, что количество учащихся по сравнению с прошлым годом выросло на 1 600 человек. В большей степени это связано с тем, что в первый класс теперь идут шестилетки, и число первоклассников существенно увеличилось.
Нашей проблемой остаются четыре трехсменные школы. Это ШГ № 1, СШ № 4, СШЛ № 6, ЭШГ № 13 «Экос». Но и этот вопрос решается. Возводятся пристройки на 600 мест для ШГ № 1, на 300 мест к СШЛ № 6 и на 420 мест – к ЭШГ № 13. Отдел строительства заключил договор с подрядчиками и для СШ № 4.
Еще одной хорошей новостью стало решение о необходимости строительства новой школы на 1 200 мест. Пристройки не решат проблему дефицита мест. Тем более, в «Сарыарке» много новых домов, немало многодетных семей, поэтому нужна новая школа. В ноябре проект уже пройдет экспертизу.
Возобновляется затянувшееся строительство учебно-воспитательного комплекса по красноярской трассе. Деньги из республиканского бюджета выделяются, надеемся, что к 1 сентября 2020 г. объект будет сдан и в День знаний первый звонок прозвенит и там.
– Не секрет, что мы живем в эпоху глобальных перемен в системе образования. С какими изменениями в этом учебном году столкнутся педагоги, дети, родители?
– Самое главное для нас – поэтапный переход на обновленное содержание системы образования, в этом году он охватил и 10 классы, по старой программе занимаются только выпускники. В следующем году переход станет полным.
В 10 классах вводятся вариативные учебные часы «Основы бизнеса и предпринимательства» и «Основы проектирования». В свете потребностей сегодняшнего дня ученик, выходя из стен школы, должен владеть ими. Порядка 13 школ города ввели такой курс в программу, будем ждать результатов.
Также изменения коснутся предмета НВП. Теперь он будет называться «начальная военно-технологическая подготовка». Помимо базовых знаний, военруки будут обучать детей еще и основам технической части автодела.
– А как обстоит дело с дошкольным воспитанием?
– Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным обучением составил 98,4%. В прошлом году внедрена автоматизированная постановка детей на очередь через портал akmola.kz.
Но вот парадокс: сейчас в детсадах города порядка 360 свободных мест, при этом на портале стоят 2 800 детей. С чем это связано? Родители поставили ребенка на очередь и забыли об этом? Не имеют возможности выйти в интернет? В таком случае в городском отделе образования работает кабинет, в котором есть компьютер и памятки. Наши специалисты могут оказать консультативную помощь, объяснят, как поставить ребенка на учет или проверить очередность.
Буквально вчера был звонок из Нур-Султана. «Я хотела бы поставить на очередь в детсад внучку, которая проживает в Кокшетау. Можно это сделать дистанционно?» – спросила бабушка. Я продиктовал ей адрес портала, объяснил условия. Она поблагодарила и сказала, что это очень удобно.
Во время учебного процесса в дошкольном учреждении на каждого ребенка заводится паспорт, где выставляются баллы по пяти направлениям. Но дальше он нигде не требуется, и это неправильно. Сводится на нет труд воспитателей и пропадают ценные сведения о ребенке. На августовской конференции мы предложили, чтобы эта информация обязательно учитывалась при зачислении ребенка в школу.
Также автоматизировано зачисление в первый класс. Согласно ИИН родитель на портале подает документы. Теперь не учитываются предпочтения родителей, которые хотят, чтобы их ребенок попал к определенному учителю или в класс с определенной буквой (бывает и такое!). Заявки поступают на портал и распределяются по классам согласно гендерному признаку, чтобы соотношение девочек и мальчиков в классах было примерно одинаковым. Потом также автоматически распределяются учителя. Было очень много жалоб и вопросов, звонят до сих пор. Объясняем, что эти меры упрощают работу и снижают коррупционные риски. Со временем все привыкнут.
– Расскажите более подробно о недавно открытом детском саде «Зерек». Чем он отличается от остальных дошкольных учреждений?
– Новый детсад рассчитан на 280 мест. На сегодняшний день его посещают 203 ребенка, 77 мест пока свободны. Это единственный сад, где обучение ведется на государственном языке с IT-направлением, где есть пять специализированных учебных кабинетов.
В «Зерек» есть интерактивная песочница, где дети могут прокладывать дороги, строить горки и даже имитировать извержение вулкана. Также работает кабинет робототехники. Для гиперактивных деток предусмотрена сенсорная комната. Это волшебное помещение для релакса и снятия напряжения для неспокойных малышей. Интерактивный скалодром объединяет инновационные технологии: образовательные и физические.
Специально для дошкольников приобрели сенсорный дисплей, с помощью которого можно обучить не только компьютерной грамотности, но и правилам дорожного движения и многому другому.
Мы стремимся к беспрерывному образованию, но на практике я столкнулся с такой ситуацией: если говорят, что садик сотрудничает со школой, а школа – с учреждением ТиПО, чаще всего имеются в виду разовые акции. А этот садик станет первой ступенькой по направлению к IT-школе-лицею. Занятия с применением нового оборудования проводят учителя совместно с воспитателями. Так мы получаем необходимую преемственность.
– Одним из острых вопросов в школах города является нехватка педагогических кадров. Какие меры принимаются в этом направлении?
– Потребность в учителях есть и будет иметь место, по нашим прогнозам, еще года три-четыре. На сегодняшний день порядка 64 вакансий мы закрыли благодаря совместителям, которые работают в двух школах. Это учителя химии, биологии, начальных классов с русским языком обучения, а также филологи: преподаватели английского и русского языков. Также нам помогают учителя, вышедшие на пенсию, но оставшиеся в строю. Их знания и опыт неоценимы, они многому могут научить молодых.
В этом году было видно, каких профессий избегают выпускники школ: в КГУ им. Ш. Уалиханова остались нереализованными государственные гранты по физике, математике, информатике… Не секрет, что на педагогические специальности абитуриенты идут по остаточному принципу. В таком случае, вряд ли из них получатся хорошие педагоги.
Как и все работники системы образования, с большой надеждой жду закон о статусе педагога. Возможно, он поможет решить эту проблему и привлечет учителей в школы. Но нельзя уповать только на помощь государства, нужно самим искать действенные меры. Одной из них стала договоренность между городским отделом образования и КГУ им. Ш. Уалиханова. Считаю, что каждый студент должен примерить на себя «китель» учителя, а распределение практикантов должно проходить в соответствии с заявками школ. Например, в школе должен через три года уйти на пенсию математик. Директор посылает нам свою заявку, мы согласуем ее с университетом, и на практику приходит будущий учитель необходимого предмета. Если эта система заработает, закроем кадровый вопрос.
Еще одним полезным новшеством я считаю, что выпускник вуза должен проработать три года в системе образования. Это правильно. Государство тратит бюджетные средства, чтобы подготовить будущих педагогов, а по факту в школу приходят единицы. Теперь эта ситуация изменится. Мы должны работать на будущее.
– Некоторые родители обращаются в редакцию по поводу нагрузки в лицеях и гимназиях. В среднем звене почти ежедневно 7-8 уроков. Нет ли здесь нарушений?
– В лицейских и гимназических классах есть дополнительные четырехчасовые компоненты. Если лицей естественно-математического цикла – ребенок будет углубленно изучать точные науки. В гимназиях упор делается на языки и историю. При шестидневной неделе дополнительная нагрузка была не так заметна, сейчас сложнее. Мы хотели несколько школ оставить на шестидневной неделе, но из-за многочисленных обращений родителей пошли им навстречу, и на пятидневку перешли все городские школы, независимо от статуса. И не надо забывать, что параллельно произошло сокращение академического часа, и сделано это как раз в интересах детей.
Любая школа по желанию родителей может оказывать дополнительные услуги сверх нормы стандарта, например, углубленное изучение отдельных предметов, но согласно закону об образовании эта услуга будет платной на договорной основе. Если родители изъявляют желание, препятствовать никто не будет: составляется калькуляция, смета, заключается договор. В этом случае оплачивается только труд учителя.
– Есть еще злободневный вопрос о дневниках…
– Бумажные дневники отменены повсеместно, по всей республике и во всех классах, наряду с бумажными журналами. В данный момент успешно функционирует электронный журнал «Күнделік», где каждый родитель в любой момент может посмотреть успеваемость ребенка и объем домашнего задания, прочитать комментарии и замечания учителей.
Это хорошо не только для родительского контроля, но и удобно для администрации. В любой момент я могу посмотреть, как ведется заполнение журнала и выставление баллов за СОРы и СОЧи у любого учителя в любой школе. Еще один плюс – оценки, которые никак нельзя исправить. Күнделік фиксирует любые исправления вплоть до секунды. И это тоже сводит на нет предвзятое отношение к ученикам и возможность все тех же коррупционных рисков.
Однажды пришел дедушка с жалобой на педагогов. «Моему внуку учителя хорошие оценки на плохие исправляют», – пожаловался он. Пока он рассказывал, я открыл журнал класса, где учится его внук. Показал дедушке: вот оценки, исправлений нет. Надо разбираться с ребенком, это он говорит неправду. Больше жалоб от этой семьи не было.
Привыкать к новому нужно в первую очередь родителям. Когда все будет в системе, о бумажных дневниках никто не вспомнит.
– В прошлом учебном году столовые почти всех школ города перешли в доверительное управление по ГЧП. Как это отразилось на качестве и стоимости питания?
– Первый год давался предпринимателям на модернизацию столовых. Почти все частные партнеры вовремя провели ремонт, заменили оборудование, обновили и разнообразили меню. Они знают, что эта столовая будет приносить им доход 10 лет. Все, что они вложили, за этот срок окупится. Наша задача – контроль.
В прошлом году были вопросы по качеству питания, сейчас ситуация значительно улучшилась. Иногда родители возмущаются, выставляют в соцсетях фотографии тарелок с кашей или супом. Конечно, есть разница между тем, что готовится в школе и дома. Но у нас есть нормы и рекомендации академии питания, есть определенное меню, согласованное с СЭС. Повара готовят каши, супы, гарниры из круп – это здоровое питание, которое ребенок должен получать ежедневно.
Все первоклассники по-прежнему питаются бесплатно, для этого из областного бюджета дополнительно выделены средства. Стоимость питания на каждого первоклассника в этом учебном году выросла до 350 тг. В этом нас поддерживает аким области Ермек Маржикпаев.
– В начале учебного года в соцсетях поднялась волна возмущения в связи с новостью: в некоторых столичных школах дети будут снова мыть полы. Коснется ли это городских школ?
– Для уборки классных помещений есть технические работники, их зарплата заложена бюджетом. У нас такой вопрос даже не поднимался.
Если дети сами проявят инициативу и сделают генеральную уборку в школе, я считаю, ничего страшного. Но только в том случае, если инициатива принадлежит детям, а не организована учителями.
Кстати, в этом году не было ни одной жалобы, что школы собирают деньги на ремонт. Средств, выделенных из бюджета, хватило всем. И это тоже наша маленькая победа.
– Еще одним предметом для обсуждения в соцсетях часто становятся школьные учебники…
– С этого года учебники не будут переиздаваться каждые четыре года, теперь их будут заменять по мере изношенности. По качеству, конечно, есть нарекания. Но здесь зачастую ошибаются не авторы, а издательства. Можно констатировать, что качество учебников с каждым годом улучшается, идет облегчение в весе школьного портфеля. Сейчас учебники для начальной школы делятся на части, в среднем звене и старших классах уроки проводятся парами, что тоже облегчает детскую ношу.
Что касается обеспеченности учебниками городских школ, она не просто достигла 100%, в школьных библиотеках даже есть излишки.
– Будет ли преподавание предметов естественного цикла на английском языке в старших классах?
– Трехъязычие никто не отменял, изменился подход к его своевременности. Сейчас в министерстве рассматривают два варианта начала изучения иностранного языка: со второго класса или с пятого. Языковые курсы переподготовки учителей-предметников приостановлены, в этом году набора нет. Если учитель успел их пройти, он может вести свой предмет на английском языке, но обучение должно быть добровольным, если этого хотят дети и родители и у школы есть такие возможности.
– В этом году общегородской родительский комитет упразднен. Смогут ли его заменить попечительские советы?
– Попечительские советы работают в школах два года. Выступая на августовской конференции, я отметил, что пока их деятельность далека от совершенства. Они созданы не только для того, чтобы искать спонсоров. В их функции входит контроль за движением бюджетных средств и планированием, в этом отношении уже начались сдвиги. Я надеюсь, что через них можно провести ряд модернизаций в системе образования города. Общественники из числа родителей всегда могут обращаться с конструктивными предложениями. Вместе мы будем работать еще эффективнее.
– Что для Вас значит грядущий праздник – День учителя?
– Это дань уважения всем, кто работает с подрастающим поколением во имя будущего нашей страны. В преддверии нашего профессионального праздника хотелось бы обратиться ко всем работникам системы образования. Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за ваш ежедневный нелегкий труд. Ваши достижения ежегодно поднимают уровень образования нашего города. Я горжусь вами и от всей души желаю здоровья, творчества в работе и стабильности в жизни!

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий